Разговоры о том, чтобы выращивать органы для людей внутри других животных, идут уже давно. В большинстве стран, впрочем, такие эксперименты или запрещены, или как минимум не одобрены — то есть не получают финансирования. Американских ученые, однако, рук не опускают: они регулярно интересуются у сограждан, не изменилось ли их отношение к химерным животным. А вы — готовы получить печень, выращенную внутри свиньи?
Рецепт химеры выглядит так: вы берете клетки из одного организма, превращаете их в стволовые и подсаживаете в зародыш другого вида. И если эмбрион-реципиент несет мутацию, из-за которой у него не развивается какой-нибудь орган (например, печень или поджелудочная железа), то этот орган вырастет почти исключительно из донорских клеток. То есть получится, например, мышь с почками крысы или свинья с человеческой печенью.
Так можно решить проблему донорских органов: вместо того, чтобы строить длинные цепочки для передачи, например, почек от одних людей другим — просто выращивать «запасные» человеческие почки в других животных.
Однако человеческого в химерах может оказаться больше запланированного. Впрыскивая клетки человека в зародыш другого вида, мы не можем быть уверены, что они останутся только внутри почек или печени. Скорее всего, они будут расселяться и по другим органам — например, недавно в химерной мыши человеческие клетки заселили самые разные ткани, включая сетчатку глаза. А это значит, что у такого животного какая-то часть нервной системы окажется человеческой. И несмотря на то, что пока предельная доля человеческих клеток в химерах не больше четырех процентов, сложно предсказать, как они там себя поведут. Еще сложнее определить, какой уровень химеризма можно считать безопасным и после какой доли человеческих клеток можно говорить о появлении у животных человеческих «качеств».
Поэтому эксперименты с химерными животными сегодня находятся в полулегальном статусе. В США на них наложили мораторий еще в 2014 году. Сами эксперименты при этом не закончились, но прекратилось их финансирование, что замедлило дальнейшее изучение вопроса и доработку техники. В Европе эмбрионы с человеческими клетками запрещено выращивать дольше 14 дней — считается, что после этого дня начинает формироваться нервная система. В России отдельного законодательного запрета на химерные эмбрионы, кажется, нет, но есть запрет на нарушение целостности эмбриона человека в медицинских целях. Это значит, что эксперимент, вероятно, поставить можно, а вот вырастить свинью с человеческими органами, скорее всего, никто уже не разрешит — в общем, все примерно так же, как и с редактированием генома эмбрионов: формально не запрещено, но того, кто попробует рискнуть, скорее всего, остановят.
В прошлом году стало ясно, что дальше эта область стоять на месте не будет. С интервалом в пару дней появились сообщения о химерных зародышах в Японии и Китае. В Японии к июлю 2019 года одобрили создание химеры из человека и мыши, которую подсадят в матку мышам и будут там выращивать чуть дольше 14 дней.
В Китае пошли дальше: там группе европейских и американских ученых, сбежавших от запретов и недостатка финансирования на восток, удалось получить химеру из человека и обезьяны. Правда, до рождения химерных животных дело снова не дошло — беременность у обезьян прервали. Но этого оказалось достаточно, чтобы показать, что такие эксперименты возможны, а главное — что есть страны, которые готовы их у себя проводить.
Чтобы не отставать от восточных коллег, американские ученые решили убедить и свое правительство в необходимости перемен. Они провели онлайн-опрос 430 человек на тему того, как они относятся к химерным зародышам и насколько готовы сами стать донором клеток для человекосвиньи или принять донорский орган, выращенный внутри такого гибрида. Результаты опроса опубликованы в журнале Stem Cell Reports, но прежде чем мы о них расскажем, предлагаем вам ответить на некоторые из вопросов этой анкеты.
Американский опрос взялся не из воздуха: его создавали с опорой на японский, который проводили в 2016 году. Современные американцы оказались настроены еще решительнее, чем японцы четыре года назад.
Если 40,8 процента японцев оказались готовы пойти в описанных выше ситуациях до конца, то среди современных американцев таких уже 59 процентов. А этически неприемлемыми все этапы исследований сочли 17 процентов американцев — против 19 процентов японцев.
Решительнее американцы были и в отношении отдельных органов. Как и японцы, они чаще были готовы представить себе химерную кожу или печень, и реже — половые клетки или мозг. Но доля тех, для кого это теоретически было приемлемо, была выше на 10-20 процентов.
Сложно сказать, с чем связан такой разброс — с культурными ли различиями или просто тем, что прошло четыре года, и люди стали спокойнее относиться к биотехнологиям. Авторы американского опроса посчитали, что люди в достаточной степени готовы к тому, чтобы снять мораторий на эксперименты с химерными зародышами. Не исключено, что однажды волна биотехнологической решимости докатится и до России.