Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
За несколько дней до того, как лайнер «Даймонд Принцесс» должен был завершить свой двухнедельный круиз, у одного из пассажиров обнаружили коронавирус, и корабль встал на карантин у берегов Японии. Болезнь очень быстро распространилась: к тому моменту, как с корабля начали эвакуировать пассажиров (около 3,7 тысячи человек), число заболевших перевалило за 600 (из них трое — находящиеся сейчас в больницах россияне). Так всего за несколько дней «Даймонд Принцесс» стал местом самой крупной вспышки COVID-19 за пределами материкового Китая. О том, насколько оправданным было решение оставить пассажиров на корабле и можно ли было избежать появления еще одного крупного очага инфекции, а также чем эта история похожа на возникшую в 1970-х годах болезнь легионеров, мы поговорили с бывшим главой Роспотребнадзора и бывшим Главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко.
В 1976 году в Филадельфии прошел съезд «Американского легиона» — организации ветеранов боевых действий, созданной по окончании Первой мировой войны. На мероприятии, длившемся несколько дней, присутствовали более четырех тысяч человек.
Через несколько дней после окончания съезда один из его участников скончался от заболевания, напоминающего пневмонию. После этого схожие симптомы обнаружили еще у нескольких делегатов съезда: всего заболел 221 человек, 34 из них скончались.
Заболевание назвали «болезнью легионеров», соответственно бактерию — ее возбудителя отнесли к роду Legionella. Анализ предыдущих случаев пневмонии неясного происхождения показал, что легионеллез образца 1976 года — не первый вид пневмонии, вызванной легионеллами, но название свое они получили именно после этой истории.
Виной всему, как тогда предположили ученые, было распространение колоний легионелл в жидкости вентиляционной системы гостиницы, где остановились участники съезда.
«Теплая вода в вентиляционной системе (а охлаждение тогда не предусматривалось) — питательная среда для бактерии: она очень бурно развивалась и принудительно разносилась по всем номерам. Большинство участников съезда были пожилыми людьми с ослабленным иммунитетом, из-за чего легионеллезом успели заразиться достаточно большое количество человек», — говорит Онищенко.
«"Даймонд Принцесс" — это по сути тот же самый эксперимент с американскими легионерами, который мы повторили почти 45 лет спустя. Та же самая гостиница, только плавучая, с такой же общей системой вентиляции, тоже пожилой контингент — все же не сезон и путевки дешевле».
О том, что коронавирус может распространяться через системы кондиционирования, также заявил Цинъянь Чэнь (Qingyan Chen) — профессор машиностроения из Университета Пердью.
Чаще всего системы кондиционирования на круизных лайнерах — единые и включают в себя механизмы рециркуляции, перегоняющие один и тот же воздух по несколько раз. Правда, в подобных системах всегда предусмотрены фильтры, препятствующие распространению микрочастиц.
«Проблема в том, что они не останавливают частицы размером менее 5000 нанометров. Если коронавирус nCoV-2019 по размерам примерно такой же, как SARS (коронавирус, вызывающий атипичную пневмонию. — Прим. N + 1), то есть около 120 нанометров, тогда система кондиционирования могла разнести его между каютами», — отметил Чэнь.
Распространение вируса, по-видимому, можно ограничить за счет притока чистого воздуха, но многие каюты на крупных круизных лайнерах в принципе не оснащены иллюминаторами.
Разумеется, вспышка коронавируса на «Даймонд Принцесс» — не первая вирусная инфекция на круизном судне. В 2009 году, во время пандемии так называемого «свиного гриппа», на одном из австралийских лайнеров распространились сразу два вируса: штаммы вируса гриппа N1H1 и H3N2.
Из 1970 пассажиров и 734 членов экипажа тот или иной вирус обнаружили у 180 человек, а у двух нашли сразу оба штамма. Как и в случае с «Даймонд Принцесс», австралийский лайнер в течение нескольких дней находился на принудительном карантине — правда в тот раз в открытом море, а не у берега.
После того, как все пассажиры покинули судно, им порекомендовали недельный карантин и симптоматическое лечение для ограничения распространения вируса. Меры, судя по всему, сработали: от пассажиров лайнера вирус далее распространился только на трех человек (членов семей), а еще один пассажир переболел вирусной инфекцией повторно.
Помимо вентиляционной системы коронавирус также мог распространиться и через канализационную систему. В поддержку этой теории можно привести случай заражения 2019-nCoV, недавно произошедший в Гонконге: инфицированными оказались двое жителей одного и того же высотного здания, проживающие на разных этажах.
Это позволило ученым выдвинуть предположение о том, что вирус в действительности способен распространятся по канализации, так как квартиры зараженных объединяли только трубы.
В пользу этого говорят также и ранние научные исследования коронавируса, подтверждающие, что пищеварительная система человека вовлечена в распространение 2019-nCov и его следы присутствуют в фекальных массах. Если так, то у коронавируса, помимо канализационной системы, имеется множество других путей распространения.
Так, в исследовании 2016 года, посвященном распространению вируса Норуолк (или норавируса) на круизном лайнере, детально рассматриваются все возможные пути распространения инфекции.
В самом начале этой работы говорится, что туристические суда — хорошие инкубаторы для распространения вирусной инфекции, обеспечивающие длительный контакт людей друг с другом в условиях закрытого помещения и ограниченного доступа к медицинской помощи.
Далее там детально рассматриваются все возможные пути распространения норавируса: контакт пассажиров с различными поверхностями, включая сидения в местах общего пользования, дверные ручки в ванных комнатах и туалетах, столы в ресторанах и перила лестниц.
Авторы исследования заключают, что главную роль в распространении вирусной инфекции на борту круизного лайнера играет то, как часто пассажиры моют руки, а также то, насколько тщательно (а также как часто) дезинфицируются поверхности общего пользования.
Кроме того, не стоит забывать, что коронавирус передается от человека к человеку и напрямую. Хотя пассажирам «Даймонд Принцесс» рекомендовали не покидать каюты, им разрешалось выходить на палубу для прогулки.
При этом они должны были держаться в метре друг от друга, не снимать маски и по возвращении в каюту тщательно мыть руки. Эти классические меры предосторожности, конечно, работают, но не на все сто процентов.
«Конечно, пассажиров надо было снять с корабля, расселить в каком-нибудь пансионате, где нет единой системы вентиляции. На этом должны были настоять прежде всего Всемирная организация здравоохранения, экспертное сообщество», — говорит Онищенко.
По мнению бывшего Главного санитарного врача России, формальные требования к карантину все же были соблюдены: пассажиров, к примеру, держали в отдельных каютах. Но то, что коронавирус мог распространяться в закрытом помещении (прежде всего, настаивает Онищенко, через вентиляционную систему), и способствовало появлению столь большого числа зараженных.