Осенняя часть археологического сезона в Помпеях подошла к концу, и ученые подводят ее итоги. Им удалось извлечь из-под залежей вулканического пепла и лапилли — маленьких продуктов вулканической деятельности — новые предметы домашней утвари, новые фрески, настенные росписи, целый ларарий — домашнее святилище — и, наконец, свидетельства трагедии, разыгравшейся здесь в 79 году нашей эры, — новые человеческие останки. Обо всем этом расскажет Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом. Сегодня речь пойдет о находках очередных предметов домашнего и садового обихода.
Директор Помпей Массимо Осанна иногда делится в соцсетях фотографиями, изображающими промежуточные результаты работы археологов. Ученые освобождают комнаты от вулканических продуктов, чтобы добраться до фресковой живописи, сохранившейся на стенах, но и сам процесс расчистки помещений приносит немало находок.
Например, в нескольких комнатах прекрасного Дома Юпитера, с которым мы познакомились еще летом, в слое камешков-лапилли оказался целый набор керамических горшков.
В ходе дальнейшей расчистки среди горшков нашлись и бронзовые сосуды, причем оказалось, что все это хозяйство было не брошено, а аккуратно сложено в помещении со шкафами и кладовками, где ему предстояло храниться.
И это не единственный случай из археологической истории Помпей, когда домашние ценности при раскопках обнаруживаются вовсе не там, где им положено быть.
Например, в Доме Юлия Полибия несколько бронзовых бытовых предметов, включая известный кратер (который сейчас демонстрируется на выставке в петербургском Эрмитаже), также были зачем-то сложены в углу одного из помещений. При этом обитатели дома в количестве 13 человек погибли в одной из соседних комнат.
Вот бронзовый кувшин, оставленный в доме на улице Везувия в фауцах — помещении при входе, ручка его прихотливо украшена торсом какого-то фавна. Хозяева хотели унести кувшин с собой, да неудобно было? Потеряли в панике? Бросили, хватая более ценные вещи? В точности нам этого уже не узнать, но все эти вещи, лежащие «не на своих местах», явно выдают спешку хозяев домов в последний день Помпей.
Однако принимая во внимание, что многие дома в Помпеях сильно пострадали во время землетрясения 62 года и спустя пятнадцать лет все еще находились в стадии ремонта, можно предположить, что относительно аккуратно сложенные предметы, пусть и в неподобающих для них местах, просто хранились в ожидании, когда ремонтные работы будут завершены.
Раскопки в саду дарят мраморную фигуру кролика, ушки которого неожиданно появляются в лапилли. Римляне любили украшать мраморной, бронзовой, терракотовой скульптурой свои сады — виридарии и перистили, часто пряча внутри них вполне утилитарные устройства, например трубы фонтанов.
А освобожденная от массы лапилли черепица обрушившейся крыши демонстрирует хорошо сохранившееся украшение в виде льва.
Надо отметить, что черепичная крыша — частая находка в слоях лапилли. Эти камешки, хоть и легкие сами по себе, в больших количествах весили достаточно, чтобы несущие конструкции крыш не выдержали и обрушились. Свидетельства этого были обнаружены в разных помещениях домов, открытых в V районе.
Еще одно терракотовое украшение — на этот раз в виде театральной маски.
Коринфская капитель колонны сделана не из мрамора или иного природного камня, а с помощью штукатурки, в применении которой римляне были великими мастерами. Особенно это проявляется в архитектурном декоре, имитировавшем дорогие отделочные материалы: «рустованную» поверхность стен, будто облицованных мрамором; каннелированные колонны и капители и прочее.
В двух помещениях Дома Юпитера расчистили полы, и оказалось, что они имеют центральные мозаичные панно высокого качества. Правда, сюжеты, изображенные на них, истолковать пока не удалось. На первый взгляд, они не относятся к мифам и, возможно, связаны с астрологией.
Еще одно мозаичное сооружение открыто в доме, расположенном в углу шестой инсулы V района на перекрестке улицы Везувия (via del Vesuvio). Это, скорее всего, садовый нимфей — фонтан, сделанный в виде небольшой эдикулы с двумя круглыми пилястрами на фасаде, сложенными из кирпичей. На пилястрах покоится треугольный фронтон.
Все это в лучшие времена было украшено полихромной стеклянной мозаикой с традиционными для Помпей створками морских раковин. Однако, к сожалению, на верхней части нимфея декор практически не сохранился, за исключением фрагментов на левой колонне с изображением птички, несущей в клюве что-то похожее на цепочку, и на своде ниши.
Скорее всего, нимфей стоял у дальней стены сада, как это было принято в помпейских домах, с тем расчетом, чтобы его красотой можно было любоваться уже от входа. Возможно, именно лапилли сохранили от разрушения мозаичный декор нижней его части.
К слову, о садах. Дом с садом справедливо назван так, потому что чуть меньше половины его площади занимает большое открытое пространство, по одной из сторон украшенное портиком. Здесь были обнаружены следы растений, которые росли в саду до извержения.
Остается дождаться результатов палеоботанического анализа этих данных, чтобы получить полную картину садовых пристрастий хозяев Дома с садом.