Представьте, что вы стоите на сцене в полной темноте — и вдруг включается свет прожекторов: все внимание зрителей устремлено именно на вас. В реальной жизни такую ситуацию даже необязательно представлять, потому что большинство людей и так считают, что временами окружающие смотрят только на них. О том, что такое «эффект прожектора», а также о том, что люди действительно думают о вашем внешнем виде, читайте в нашем новом блоге.
В обычной ситуации человек устремляет свое внимание на себя самого: на свои мысли и чувства, дела, внешний вид, достижения и неудачи. В случае, если внешность человека претерпевает какие-то изменения (например, он или она впервые приходят на работу с новой стрижкой или в красивом платье), то ему кажется, что эти изменения замечают и оценивают все окружающие. Из-за этого возникает «эффект прожектора» — когнитивное искажение, заставляющее нас верить, что люди вокруг обращают на нас больше внимания, чем они это делают на самом деле.
«Эффект прожектора» был впервые описан одним из самых выдающихся исследователей когнитивных искажений — профессором Корнеллского университета Томасом Гиловичем (Thomas Gilovich). Несмотря на то, что изучением восприятия социальной оценки Гилович занимался долгое время (по крайней мере с конца 80-х годов), впервые это когнитивное искажение было названо им именно так в работе, вышедшей лишь в 2000 году.
В исследовании, которое он провел вместе со своими коллегами-студентами, участников просили прийти на лекции в футболках с изображением Барри Манилоу. Манилоу — американский эстрадный певец, и носить футболку с его фотографией в конце 1990-х годов, будучи студентом в Америке, — все равно, что таким же образом признаваться в симпатиях к Филиппу Киркорову, будучи студентом в России в начале 2010-х. Сами авторы работы описали Манилоу как «музыканта, который не пользуется ужасной популярностью у студентов колледжей». Студентов (которым явно было некомфортно) отправили на занятия, после чего спросили, сколько человек в аудитории, по их мнению, обратят внимание, что на футболке у них изображен именно Манилоу, а затем сравнили их ответы с реальными цифрами.
Ученые исходили из предположения, что участники исследования сочтут свои футболки со столь одиозной фигурой заметными; на деле же они переоценили внимание к себе окружающих на 23 процента. То же самое произошло, когда участникам предложили надеть футболки с изображением более популярных в то время личностей (Мартина Лютера Кинга, Боба Марли и Джерри Сайнфелда): в этот раз внимание оказалось переоценено на 40 процентов.
В своих последующих исследованиях Гилович также оценил, насколько мнения людей по поводу того, как другие оценивают их внешний вид и достижения, разнятся с реальной оценкой. Оказалось, что сильно: окружающие не так часто замечали изменения во внешности или производительности других, как им самим казалось.
Разумеется, внимание других людей к себе переоценивается не всегда, а только в том случае, если человек полагает, что в его внешности, поведении или достижениях что-то поменялось. В целом, как и большинство когнитивных искажений, переоценивать внимание людей к собственной персоне (в особенности при значимых изменениях) — это нормально. Тем не менее, существует и «патологическая» стадия такого поведения, и именно она лежит в основе социофобии (того, что в англоязычной литературе еще называют 'social anxiety'): человек, серьезно полагающий, что все внимание людей вокруг обращено именно на него, в какой-то момент начинает его избегать.
Связывают «эффект прожектора» и с другим, чуть менее изученным когнитивным искажением — «эффектом ложного консенсуса», который заключается в том, что люди склонны приписывать свое мнение всем вокруг: другими словами, по мнению человека, окружающие зачастую думают точно так же, как и он сам. Именно поэтому «эффект прожектора» может иметь как негативную, так и позитивную сторону, но при этом всегда опирается на собственное мнение о себе.
Для всякого человека он сам и то, что он делает, естественным образом находится в центре внимания. Но, разумеется, это не значит, что и другие люди смотрят только на него и думают только о нем. У окружающих достаточно собственных забот (и их главная забота — они сами и все связанное с ними), поэтому полагать, что они скорее осудят вас, чем проигнорируют, — значит плохо распознавать состояние других людей. Это, как и другое когнитивное искажение — «проклятие знания», можно объяснить нарушением понимания работы чужого психического состояния.
Поэтому, если вам все-таки очень хочется надеть футболку с Филиппом Киркоровым (или еще кем-то), то делайте это смело: большинству окружающих будет все равно. Если, конечно, это не нарушит дресс-код в вашем офисе.