Если в прежних выпусках блога «Эволюция кино» речь шла о гипотетическом знакомстве людей эпохи палеолита, неолита и даже античных греков с камерой-обскурой, то в средневековой Европы этот прибор был уже хорошо известен и описан. О том, как шло дальнейшее его развитие и применение, рассказывает киновед.
Модели камеры-обскуры можно разделить на две категории — формации (каждая последующая разработка была компактнее и качественнее предыдущей) и вариации. Последние, в свою очередь, предназначались для решения ситуативных задач или/и удовлетворения потребительских потребностей: например, устройство устанавливали в письменные и журнальные столы, используя в качестве своеобразного домашнего кинотеатра.
Впрочем, изначально камера-обскура соответствовала названию не фигурально, а буквально: это была в прямом смысле слова темная комната — с отверстием, через которое физики исследовали лучевые и волновые свойства света, а астрономы наблюдали небесные тела и явления. Нидерландский ученый-изобретатель Гемма Фризиус, например, наблюдал так солнечное затмение 24 января 1544 года.
Позднее немецкий математик Фридрих Риснер разработал концепт первой портативной камеры-обскуры — своеобразного портшеза со скважиной в каждой из стенок и дополнительной кабинкой внутри. Таким образом можно было получать четыре отображения одновременно, а относительно легкий деревянный корпус, укрепленный на горизонтальных жердях, позволял не только переносить конструкцию, но и выбирать угол обзора. Мобильность — тот самый критерий, благодаря которому началась динамичная эволюция камеры-обскуры.
Леонардо да Винчи, будучи, как известно, человеком пытливым, тоже очень много внимание уделил данному устройству, оставив в заметках его подробное описание и 270 диаграмм. Однако из-за зеркальной манеры письма Леонардо эти записи три века оставались недоступными широкой публике, пока, наконец, в 1797 году Джованни Баттиста Вентури не расшифровал литературное наследие великого художника-изобретателя. Да Винчи одним из первых (если не первым) использовал камеру-обскуру для набросков с натуры, вскоре после него так начали делать очень многие художники эпохи Ренессанса.