Простейшие оптические приборы, камеры-обскуры, были знакомы еще кроманьонцам, которые с их помощью могли изучать плоские образы животных, чтобы потом переносить их на стены пещер. Но и в более поздние времена, в эпоху неолита, камера-обскура продолжала будоражить воображение людей. Подробнее об этом читайте в новом выпуске блога, который ведет киновед.
В эпоху неолита произошли два важнейших культурных события — переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к простому производящему (земледелие и скотоводство) и зарождение архитектуры как искусства: люди стали строить не только из-за потребности в крыше, но и по наитию свыше. Так появились примитивные первобытные сооружения из одной или нескольких каменных глыб — мегалиты.
Мегалит — термин обобщающий, под это определение попадает обширная группа строений: менгиры, кромлехи, дольмены, гробницы.
Менгир — одиночный мегалит в виде грубо обработанного или дикого камня, вертикальные размеры которого заметно превышают горизонтальные. Ученые полагают, что менгиры использовались в ритуальных и мемориальных целях.
Кромлех — совокупность менгиров, выстроенных либо в линию или аллею, либо в прямоугольную или овальную фигуру, в центре которой зачастую установлен другой объект, как правило алтарь. Подавляющее большинство кромлехов являлись храмами или/и обсерваториями под открытым небом.
Несмотря на то, что Стоунхендж, будучи комплексом, считается кромлехом, состоит он из элементарных дольменов — стоечно-балочных конструкций, каждая из которых образует букву «П». Полноценный дольмен представляет собой погребальный ящик со сквозным отверстием и каменной пробкой.
Многие галерейные и коридорные гробницы также были оснащены отверстиями с пробками; археоастрономические и археооптические данные указывают на солярный культ, причем светопропускание было не самоцелью, а средством получения оптических изображений. Гробницы работали как камеры-обскуры.