В прошлом выпуске блога «Эволюция кино» киновед рассказал о простейшем оптическом приборе, известном людям с незапамятных времени, — камере-обскуре. В этот раз речь пойдет о том, каким образом камеру-обскуру могли использовать кроманьонцы, проживавшие на территории современной Франции, и как современному ученому удалось воспроизвести соответствующие технологии эпохи палеолита.
Кроманьонцев часто называют пещерными людьми, однако обитали они преимущественно в палатках, используя пещеры в качестве дополнительных помещений самых разных назначений. Так, расположенная на юго-западе Франции пещера Ласкó (фр. la grotte de Lascaux) служила одновременно складом, храмом и художественной мастерской.
Ласко известна как «Сикстинская капелла пещерного искусства»: это один из важнейших палеопамятников по количеству, качеству, разнообразности и сохранности петроглифов. Среди множества живописных и гравированных рисунков, появившихся 17-20 тысяч лет назад, выделяется, в частности, так называемая перевернутая лошадь (The Upside-Down Horse).
Она отличается не только положением, но и оформлением: торчащие уши, приоткрытый рот, расширенные ноздри, — наличие которых само по себе нетипично, — призваны, согласно основной интерпретации, усилить эффект падения. Впрочем, археооптик Мэтт Гаттон, изучающий применение солнечного света в первобытных сооружениях, предлагает иную трактовку.
Ученый уверяет, что при прочих равных (снаружи — светло, внутри — темно) небольшая дырка превратила бы палатку в камеру-обскуру, инвертированные проекции которой, в свою очередь, могли вдохновить древнего человека на подобную картину. Если второе утверждение невозможно ни доказать, ни опровергнуть, то достоверность первого установлена — экспериментально:
Из этой гипотезы возникла теория палеокамеры — «домашнего кинотеатра» позднего палеолита. Представьте: кроманьонцы возвращаются с (не)удачной охоты, кладут копья, берут кисти и идут творить. Один из них недавно смотрел передачу «В мире перевернутых животных» и собирается нарисовать фан-арт.