Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Давно известно, что люди возникли в той конкретной яме, которую копает конкретный палеонтолог или археолог. Где только ни искали и ни находили нашу прародину — и в Центральной Азии, и в Южной Америке, и, конечно, в Европе. За примерами далеко ходить не надо. Давно ли такое говорилось о болгарском зубе грекопитека? А давно ли о следах ног с Крита? А чем хуже Германия? Вот и на немецкой земле настал праздник предка!
Читайте эту и другие новости антропологии на сайте Антропогенез.ру
В 2016 году в давно и широко известном местонахождении Эппельсгейм были обнаружены два зуба. Находки тут делались многократно. Специалисты написали много статей про «бедро из Эпельсгейма», откапывали тут и зубы, правда, большей частью уничтоженные во время II Мировой войны. Но то все были плиопитеки и, в лучшем случае, дриопитеки.
Плиопитеки — замечательные приматы. Они, кстати, даже засчитывались в стройные, хотя и разномастные ряды наших предков. В последующем от этой идеи отказались, но здорово, что по многим своим свойствам и качествам плиопитеки и вправду напоминали человекообразных обезьян. У них были вытянутые руки и ноги, короткая морда. Потенциально они могли бы стать даже разумными, но им не повезло.
Дриопитеки — уже настоящие человекообразные. В ЕГЭ они до сих пор стоят в основании линии, ведущей к человеку. Правда, примерно с конца XIX века всем понятно, что это были просто своеобразные европейские родственники орангутанов, а к человеку они имеют косвенное отношение, но школьный курс слегка подвис в позапрошлом веке, бывает.
Но новые зубы — совсем иное. Левый верхний клык и правый верхний первый моляр принадлежат одному индивиду. Существо было молодым — корни клыка даже не сформировались до конца, а стертость эмали моляра минимальна. Это хорошо, так как позволяет разглядеть столь важные детали морфологии.
Клык невелик и имеет замечательную ромбовидную форму. Этим он заметно отличается от вытянутых конусообразных клыков большинства ископаемых приматов, включая плиопитеков и дриопитеков, зато похож на клыки ардипитеков и афарских австралопитеков. Видимо, клык эппельсгеймца не очень-то и выступал за уровень соседних зубов, а нижний первый премоляр, вероятно, не был таким уж перекошенным, как у обезьян с большими клыками. Впрочем, «похож» — не значит «идентичен». А по соотношению высоты и ширины коронки клык из Эппельсгейма близок не только к ардипитекам и австралопитекам, но также и к плиопитекам, и самкам шимпанзе. Ещё одна продвинутая черта загадочного эппельсгеймца – отсутствие цингулюма — валика эмали у основания коронки.
Моляр заметно менее гоминиден. Его форма больше всего напоминает моляры таких плиопитеков как Anapithecus hernyaki и Barberapithecus huerzeleri, чуть меньше — Pliopithecus antiquus, человекообразных Equatorius africanus, Dryopithecus fontani, Anoiapithecus brevirostris и Pierolapithecus catalaunicus. В отличие от клыка, его опоясывает основательный цингулюм. Что, правда, сближает его с гоминидами, так это неразделённость передней ямки, в которой нет дистального поперечного гребня. А такой гребень делит ямку у дриопитеков.
Специфика новонайденных зубов вполне достойна уровня собственного рода и вида. Радует благоразумие авторов открытия — они не стали спешить и сочинять новые названия. Ведь, сделай они так, потом очень трудно будет относить к этому виду находки, например, резцов, премоляров или фрагментов челюстей, не говоря уж о ручках и ножках.
Датировка новых находок — 9,7 миллиона лет назад. Это по меньшей мере на два с половиной миллиона лет больше, чем возраст сахелянтропа — древнейшего известного прямоходящего существа. Очевиден вывод, сделанный бодрыми журналистами: люди произошли в Германии задолго до африканских недопредков!
Есть, правда, три тонкости: во-первых, черты клыка и моляра тянут в разные стороны — гоминидную и понгидную; во-вторых, в статье-оригинале таких грандиозных выводов нет; а в-третьих, там ясно сказано, что слои с зубами сформировались незадолго до великого вымирания европейской фауны. Похолодание на 4-5 градусов по Цельсию сгубило тропическую биоту Европы — дейнотериев, плиопитеков, дриопитеков и загадочных эппельсгеймцев. Можно, конечно, сочинять, что они бежали от вдаривших морозов со средней температурой 15 градусов Цельсия в теплую Африку, но выглядеть такие построения будут наивно.
Скорее всего, зубы из Эппельсгейма принадлежали каким-то довольно продвинутым человекообразным с маленькими клыками и специфическими молярами, но крайне сомнительно, чтобы они имели прямое отношение к нам.
Раскопки продолжаются — и, вероятно, мы еще услышим о невезучих европейских почти-австралопитеках, обогнавших своё время, но так и не успевших стать людьми и вымерших от аридизации и похолодания конца миоцена.
Станислав Дробышевский
Lutz H., Engel T., Lischewsky B. et Berg von A. A new great ape with startling resemblances to African members of the hominin tribe, excavated from the Mid-Vallesian Dinotheriensande of Eppelsheim. First report (Hominoidea, Miocene, MN 9, Proto-Rhine River, Germany) // Mainzer naturwissenschaftliches Archiv, 2017, V.54.