Зачем нам новые купюры

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

На прошлой неделе Банк России представил новые купюры номиналом в 200 и 2000 рублей, которые уже начали поступать в наличный оборот (начало их массового ввода ожидается в декабре). Зачем нам новые купюры, какой должна быть система денежных номиналов и как исторически складывались эти системы в России и в Европе, рассказывает Артем Ефимов, историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!».

На сайте Центробанка можно посмотреть много всякой

про количество разных купюр и монет, которые находятся сейчас на руках у населения.

Совсем вкратце: общее количество купюр в обращении растет, при этом уменьшается количество купюр в 10 и 500 рублей, растет — 50, 100 и 1000 рублей, чудовищно растет — 5000 рублей. Это отражает рост цен: сейчас нужно идти в магазин с 5000-й купюрой за теми покупками, ради которых десять лет назад достаточно было взять 1000-ю. Купюры в 200 и 2000 рублей введены для того, чтобы заместить часть купюр в 100 и 1000 рублей (самых ходовых). Теперь купюры всех четырех номиналов будут меньше изнашиваться, уменьшатся расходы на их допечатку. По тем же соображениям ЦБ целенаправленно вытесняет из обращения купюры в 10 рублей, замещая их гораздо более долговечными монетами.

Какой должна быть система денежных номиналов — это вопрос на стыке экономики, математики, традиции и эргономики. В Европе в Средние века и раннее Новое время преобладала трехэлементная система: фунт, солид (1/20 фунта), денарий (1/12 солида, 1/240 фунта). Это каролингские названия, в разных странах солиды могли называться шиллингами или грошами, денарии — пенсами или еще как-нибудь. Соотношения между этими единицами определялись главным образом соотношениями разных мер веса драгоценных металлов, а меры, в свою очередь, зависели от обыкновенного бытового удобства и привычки: фунт — это первоначально количество зерна, необходимое взрослому мужчине на дневное пропитание; солиды были обычно монетами в унцию — это такое количество металла, которое наиболее удобно для отливки монеты. По мере роста цен возникала потребность в бóльших номиналах, и они получались обычно удвоением или (реже) утроением какой-то из трех имеющихся единиц.

В России сложная система номиналов появилась при Петре (прежде фактически ходила только копейка). Основа системы — пара рубль (1) и копейка (0,01). Это, между прочим, первая десятичная денежная система в мире. В качестве резервной монеты чеканился золотой двухрублевик. Для повседневного обихода рубль был слишком крупным, поэтому его разделили на две и на четыре части: появились полтина (50 копеек) и полуполтина (25 копеек). Копейка, в свою очередь, была слишком мелкой, поэтому появились алтынник (3 копейки) и гривенник (10 копеек), под конец петровского царствования — пятак (5 копеек). Для совсем мелких денег чеканились денга (1/2 копейки), полушка (1/4 копейки) и даже полуполушка (1/8 копейки).

Деление на два и на десять — это просто и логично. Откуда вдруг номинал 3 копейки? Это как раз тот случай, когда эргономика отступает перед традицией. Алтын — очень древняя восточная счетная единица, на Русь попавшая благодаря татарам. В тюркских языках «алты» — шесть. Алтын — это шесть московских денежек, которые с XVI века, после денежной реформы Елены Глинской, приравнивались к трем новгородским копейкам. На петровских алтынниках по старой памяти номинал обозначался не «3 копейки», а «6 денег». Появившаяся уже во второй половине XVIII века монета в 15 копеек в народе называлась «пятиалтынный» — вот как сильна была привычка к этой единице. Алтынный номинал, выпадающий из стройной двоично-десятичной системы, сохранился даже в советской денежной системе и пропал только после реформы 1993 года (отмены советского рубля и введения российского).

Если проследить, как вводились новые номиналы, можно составить общее представление о росте цен. Первоначальный петровский набор (с 1698–1701 годов): 0,0025, 0,005, 0,01, 0,03, 0,1, 0,25, 0,5, 1, 2. В 1723 году появляется 0,05. В 1755-м — 5 и 10; правда, это золотые монеты — скорее резервные, чем ходячие. В 1764-м — 0,15 (тот самый пятиалтынный) и 0,2 (двугривенный). Т.е. в период от конца царствования Петра I до начала царствования Екатерины II появилась потребность в более крупных разменных монетах — верный признак роста потребительских цен.

Всеобщий переход на эргономичный двоично-десятичный размен стал возможен после распространения представительных (прежде всего бумажных) денег, когда стало возможно отвязать номинал от физического носителя.

Из европейских стран, приверженных трехчастной системе номиналов, первой от нее отступила революционная Франция. Там в рамках борьбы против косной старины и за рациональное мироустройство в 1795 году заменили многосложную традиционную систему мер и весов метрической, а денежную систему с ливрами, су и денье — франком, размениваемым на 10 децимов («десятых») и на 100 сантимов («сотых»). В комиссии по переходу на метрическую систему и десятичный размен состояли физики и математики, известные даже по школьному курсу: Кулон, Лагранж, Лаплас.

Последней от трехчастной системы номиналов отказалась Великобритания в 1971 году.

Некоторые математики

, что оптимальной была бы не двоичная, а троичная система номиналов. Это вариация известной задачи Баше: чтобы измерить любой вес от 1 до 40, оптимальный набор гирь — 1, 3, 9 и 27. Тут, однако, вступает эргономика: при двоично-десятичном размене гораздо проще считать в уме, чем при троичном.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.