Нейроны жажды

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science, в головном мозге мышей обнаружена группа нейронов, которая контролирует чувство жажды и её утоления.

Читайте эту и другие новости нейробиологии на сайте Нейроновости

Если в организме животных недостаточно воды, их одолевает чувство жажды. Все точно так, как и у человека. Мы стремимся найти воду и утолить это мучительное чувство. Однако до сих пор оставалось непонятно, какие нейрональные механизмы задействованы в этом жизненно важном процессе.

Группе американских ученых под руководством Уильяма Аллена из Стэнфордского университета в опытах на мышах удалось выявить «нейроны жажды». В ходе эксперимента мышей разделили на две группы: одной не давали воды в течение 48 часов, другая (контрольная) группа могла утолять жажду по желанию. Согласно ранее проведенным исследованиям, чувство жажды образуется в одной из частей гипоталамуса – медианном преоптическом ядре (MnPN, не путать с медиальным преоптическим ядром, подробнее о ядрах гипоталамуса можно прочесть в статье). Генетическая маркировка позволила ученым обнаружить в MnPN кластер нейронов, который очень выраженно реагировал на нехватку воды. Оказалось, что эти нейроны, активируемые нехваткой воды, являются одним и тем же типом возбудимых клеток, представляя собой нейроны жажды.

С помощью методов оптогенетики ученые стимулировали или подавляли активность этих нейронов. При подавлении активности животные пили меньше воды, при активации – больше (причем  даже те мыши, которые не страдали от жажды).

Кроме того, мышам давали специальные задания: когда активность нейронов жажды стимулировали, животным нужно было нажимать на рычаг, чтобы получить воду. По результатам эксперимента оказалось, что частота нажатий коррелировала со стимуляцией нейронов. Когда активности нейронов уменьшалась, мыши реже нажимали на кнопку. А во время активной стимуляции нейронов мыши наоборот нажимали на кнопку все сильнее и чаще для скорейшего утоления жажды.

Из вышесказанного следует, что активация нейронов жажды у мышей не только вызывала жажду, но и «заставляла» их действовать, чтобы найти воду, активируя соответствующее поведение. После утоления своей жажды и уменьшения активности нейронов, животные уже испытывали отвращение к воде и переставали ее пить. Следовательно, данный механизм также регулируется нейронами жажды.

Инна Егорова