Хоббит – хабилис?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Судьба флоресских хоббитов продолжает волновать ищущие истины умы учёных. Потомки ли это яванских питекантропов, застрявших на райском острове? Или это потомство гораздо более примитивных «ранних Homo», неведомой миграцией занесённых через полсвета от родной Африки? А может, вообще больные люди, чьи кости искорёжены страшными синдромами, недостатком йода и лишними хромосомами?

Читайте эту и другие новости антропологии на сайте Антропогенез.ру

Homo floresiensis. Реконструкция Анатолия Александрова.

Александр Соколов

Очередную попытку осветить тьму минувшего предприняли антропологи Австралии, США и, несколько неожиданно, Мадагаскара (на самом деле, это тот же американец, просто в Антананариву нет своих исследователей, поэтому ему там дали ставку). Был проведен тщательный обсчет параметров черепа, челюстей, зубов и посткраниальных костей. Список привлеченных материалов, причем в основном оригиналов, действительно впечатляет. Учтено 133 признака. Все это привело к великому выводу: хоббиты — потомки африканских хабилисов, гораздо более примитивные, чем даже дманисцы и эргастеры.

НО! Журналисты, конечно, разнесли эту весть как неслыханную сенсацию. Однако же, идея не нова. Те же авторы писали ровно то же еще в 2006 году, через пару лет после описания хоббитов. Другие с вариациями на тему повторяли это в 2007 и 2008 году.

В чем же новость? Обсчитано больше признаков? Но как обсчитано? Ба! Да ведь старым добрым кластерным анализом, который в умелых руках может показать что угодно!

И впрямь, не мешает внимательнее приглядеться и к построенным филогенетическим деревьям. Действительно, хоббиты во всех вариантах анализа кластеризуются с хабилисами и противопоставляются более продвинутым людям. Но тонкость в том, как кластеризуются эти прочие. Рудольфенсисов авторы вообще из схем убрали, чтобы не портили картину. На первом и третьем деревьях группа дманиси-наледи располагается между австралопитеками и хоббитами-хабилисами, во втором — между хоббитами-хабилисами и эргастерами-эректусами. Афаренсисы то примитивнее африканусов-седиб, то прогрессивнее. На очередном эргастеры ближе к людям, чем эректусы.

Далее, открываем электронное приложение к статье и что мы видим? Ещё три дерева. На первом всё красиво, эволюционная последовательность прям как в учебнике, причем показательно, что афаренсисы — самые примитивные среди австралопитеков, потом идут африканусы с седибами, рудольфенсисы оказываются самыми примитивными из Homo, за ними следуют дманисцы с наледи, после — хоббиты с хабилисами, потом — эректусы-эргастеры и в конце — сапиенсы. На втором дереве сапиенсы соединены с дманисцами и противопоставляются группе эректус-эргастер, а рудольфенсисы вместе с наледи расположились между гориллами-шимпанзе и австралопитеками в безнадежной дали от людей; афаренсисы уже продвинутее африканусов с седибами. На третьей схеме группа рудольфенсисы-наледи-дманисцы застряли между шимпанзе и астралопитеками, афаренсисы опять самые продвинутые среди австралопитеков, потом шествуют хоббиты, хабилисы, эректусы, лишь за ними — эргастеры, а венчают «марш прогресса» сапиенсы.

Какой вывод мы можем сделать из этой чехарды? Метод кривой! Что сотни раз было видно и по предыдущим работам, где он применялся.

Как же так вышло? А может, стоит взглянуть на признаки, пошедшие в ход? Это описательные балловые признаки типа: «наибольшая ширина черепа расположена: 1) на теменных костях, 2) на надсосцевидной области», «лицевой прогнатизм: 1) прогнатный, 2) промежуточный, прогнатный и мезогнатный, 3) ортогнатный — не встретился в выборке». Далее следуют десятки отверстий, пупырышков и бороздок в духе «слабый, средний, сильный», «круглый, промежуточный — круглый и овальный, овальный». Понятно, конечно, что для увеличения выборки можно описать и такое, но всякий, хоть сколько-то занимавшийся краниологией, знает — описательные признаки могут быть только вспомогательными, идущими вдогонку за измерительными. Субъективность описания «слабый-средний-сильный» чрезвычайно велика, тем более при сравнении столь разных существ, как орангутан, австралопитек, хоббит и человек. Как понять, силен ли очередной бугорок, если размеры костей у разных видов различаются порой в разы?

Так что величие сенсации вроде уже и не такое великое. Конструкция скрипит и шатается на ветру, колышущиеся ветви кластерных деревьев путаются и допускают множество интерпретаций. А тайна флоресских хоббитов продолжает волновать ищущие истины умы ученых...

Станислав Дробышевский

Источники

Argue D., Groves C.P., Lee M.S.Y. et Jungers W.L. The affinities of Homo floresiensis based on phylogenetic analyses of cranial, dental, and postcranial characters, Journal of Human Evolution, 2017.
Argue D., Donlon D., Groves C. et Wright R. Homo floresiensis: Microcephalic, pygmoid, Australopithecus, or Homo?, Journal of Human Evolution, 2006, V.51, pp.360-374.
Argue D., Donlon D., Groves C. et Wright R. Homo floresiensis: Microcephalic, pygmoid, Australopithecus, or Homo?, Journal of Human Evolution, 2006, V.57, pp.219-220.
Gordon A.D., Nevell L. et Wood B. The Homo floresiensis cranium (LB1): size, scaling, and early Homo affinities, Proceedings of the National Academy of Sciences USA, 2008, V.105, №12, pp.4650-4655.
Morwood M. et Van Oosterzee P. The discovery of the hobbit: The scientific breakthrough that changed the face of human history. New York, Random House, 2007

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.