В Анголе открыт гигантский карликовый галаго

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Научно-развлекательный журнал «Батрахоспермум» в мартовском номере рассказывает о новом виде приматов — карликовых галаго, обнаруженных в лесах Анголы, куда редко приезжают биологи. N + 1 публикует текст этой статьи.

Большинство современных открытий новых млекопитающих совершается генетическими методами: как правило, близкородственные виды зверей очень похожи друг на друга, и даже специалисты не могут уверенно сказать, что перед ними два разных вида, пока не проанализируют их ДНК и не удостоверятся в значительных генетических расхождениях. Тем ценнее открытия, сделанные на основе сравнительной морфологии и непосредственных наблюдений в дикой природе. Казалось бы, человек уж каждый уголок Земли исследовал до дыр, но природа не устает удивлять нас неожиданными животными, о которых наука, казалось бы, давно должна была знать.

Впрочем, в ряде стран с неспокойной политической обстановкой мирная наука о биоразнообразии зачастую не получает возможности развиваться. Взять, к примеру, Анголу: на протяжении второй половины прошлого века страну раздирали войны — сначала за независимость от Португалии, затем гражданская. Конечно же, биологам не шибко хочется словить шальную пулю во время наблюдений за зверушками, потому-то леса Анголы по-прежнему хранят множество тайн. Исследования приматов и вовсе там практически не проводились. А вдруг там живут карликовые гориллы размером с собачку?

Пока что из Анголы известны только гориллы стандартных размеров — западные равнинные. Из карликовых приматов есть карликовые галаго. Галаго — это милые и мягкие африканские глазастики, ведущие ночной образ жизни, близкие родственники лори и чуть менее близкие — мадагаскарских лемуров и

. В семействе галаговых выделяют несколько родов: Otolemur (толстохвостые галаго), Euoticus (иглокоготные галаго), Galago (собственно галаго), Sciurocheirus (беличьи галаго), Galagoides (карликовые галаго, живущие в Центральной и Западной Африке) и Paragalago (только что

карликовые галаго Восточной Африки).

Приматологи под руководством Магдалены Свенссон из Университета Оксфорд Брукс (Великобритания) работали в лесу Кумбира на северо-западе Анголы, когда вдруг услышали визгливое крещендо с коротким чириканьем в конце. Вокализация — это надежный идентификатор для разных видов галаго, отмечает Свенссон. То, что предстало ушам ученых, напоминало позывные западных карликовых галаго, поэтому они ожидали увидеть среди ветвей глазастого малютку из рода Galagoides. Однако свет фонаря озарил существо, по размерам сопоставимое скорее с Galago!

Крупные глаза его разделяла широкая светлая полоса, темный окрас слегка вздернутой мордочки сливался с кольцами вокруг глаз, хвост был длинный и пушистый. Комбинация таких характеристик внешности вкупе с нетипично большими для карликовых галаго размерами и специфическими нюансами вокализации сразу дали понять специалистам, что перед ними новый вид. Не нужно было даже проверять их ДНК, говорят биологи, и так все было понятно. Всего им удалось найти 36 особей этого нового вида карликовых галаго, живущих в трех лесах северо-западной Анголы.

Вид получил название Galagoides kumbirensis — по имени того леса, где впервые был открыт. Это пятый новый вид приматов и второй вид галаго, описанных из континентальной Африки в XXI веке. Как и остальные галаго, ангольские карликовые активны по ночам и живут на верхушках деревьев, где кормятся насекомыми. Вместе с головой размеры их тела составляют 17–20 сантиметров, плюс хвост длиной 17–24 сантиметров — это делает их «гигантами среди карликов», отмечают исследователи.

И как часто это бывает, лес Кумбира — горячая точка биоразнообразия, где живут многие ангольские эндемики, особенно среди птиц и растений, — в последнее время страдает от вырубания ради лесозаготовок и сведения под сельское хозяйство и добычу угля. В текущем веке территория, включающая Кумбиру, потеряла около 5 процентов всех деревьев. Назвав нового галаго именем леса, ученые надеются привлечь внимание защитников природы к этому малоизученному местообитанию. А самому галаго G. kumbirensis рекомендуют присвоить статус уязвимого вида. Пока что неизвестно, насколько он распространен за пределами Анголы и обитает ли вообще где-либо, кроме этой страны.

Виктор Ковылин