«Сахарная» мастерская и церковный клад

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Исследователи из института археологии РАН подвели итоги первых за последние 120 лет раскопок, которые проводили российские ученые на территории Израиля. Работы проходили в 2010-2013 годах на территории Музейно-паркового комплекса РФ, расположенного в Иерихонском оазисе. За время раскопок археологи обнаружили средневековую систему водоснабжения, мастерскую по переработке сахара и монеты разных эпох. По результатам исследований была опубликована монография «Византийский Иерихон», кратко о них сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N + 1.

Иерихон считается одним из древнейших городов мира. Поселение в оазисе рядом с источником Эйн эс-Султан существовало свыше 11 000 лет назад. Всего археологи обнаружили в Иерихоне более 20 поселений разных эпох. Поселение византийского периода возникло в IV веке и находилось примерно в полутора километрах от современного Иерихона. В густонаселенном городе были построены несколько монастырей, церкви и кафедральный собор Святого Елисея. После завоевания Восточного Средиземноморья арабами в Иерихоне была построена резиденция одного из халифов. Во время Крестовых походов город был разрушен и лежал в руинах вплоть до XIX века.

В 1886 году представитель Русской духовной миссии в Иерусалиме купил в Иерихонском оазисе участок земли и передал его Императорскому православному палестинскому обществу. В 1891 году первая экспедиция российских ученых провела здесь раскопки, в ходе которых были обнаружены мозаики византийской эпохи. Впоследствии археологические исследования были прекращены. В 2008 году Палестинская автономия вернула землю в собственность России, и в 2010 году раскопки возобновились.

За время работ исследователи обнаружили средневековую систему водоснабжения: несколько каменных цистерн и соединявшие их бетонные водоводы. В одном из них сохранился базальтовый фильтр, очищавший воду от мусора. Также археологи исследовали хозяйственные постройки VI–VII веков. В одном из помещений ученые обнаружили мозаику VI века с изображением растительных орнаментов, размером примерно 3,6 х 3,6 метра. После изучения скреплявшего мозаику раствора исследователи пришли к выводу, что в помещении производили сахарную патоку. Помимо построек, археологи нашли клад с бронзовыми церковными предметами, а также сотни монет разных времен — от эпохи Хасмонейской династии (152–37 годы до нашей эры) до периода Крестовых походов (1096–1270).

«Для современной российской археологии это была первая возможность прикоснуться к истории Святой Земли, исследовать место, которое тесно связано как с культурой христианской Европы, так и исламского Востока. До этого мы могли знакомиться с ними только по книгам зарубежных коллег, теперь мы внесли свой вклад в исследование этой колыбели современной цивилизации», — говорит руководитель экспедиции, член-корреспондент РАН Леонид Беляев.

На территории Восточного Средиземноморья сохранились и другие памятники византийской эпохи. Так, недавно в центральном Израиле археологи обнаружили монастырь византийского периода, построенный примерно в V веке.