Зеленая пресса

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

В небольшом городе Чорли в британском графстве Ланкашир хозяева самки лабрадора-ретривера заметили, что один из принесенных ей щенков имел выраженную зеленую окраску. Это привлекло внимание Daily Mail и других таблоидов, из-за чего многие решили, что речь идет об обычной газетной «утке». Хотя зеленых собак, конечно же, не бывает, щенки действительно могут рождаться зелеными — и вот почему.

Зеленый цвет щенка, который оказался единственной самкой в помете из пяти особей, был обусловлен продолжительным контактом с пигментом биливердином. Его наличие в плаценте собак совершенно нормально. Шерсть многих новорожденных щенков содержит то или иное количество биливердина, который через несколько недель просто смывается, не причиняя ущерба здоровью. То, что зеленые щенки рождаются весьма редко (и быстро появляются на страницах газет), объясняется просто: большинство из них имеют достаточно темный окрас, на котором зеленого оттенка просто не видно. Чтобы он был заметен, необходимо сочетание двух факторов: светлой шерсти животного (в британском случае щенки шоколадного лабрадора были палевыми) и достаточного контакта с биливердином во внутриутробном периоде (он происходит не всегда). О том, что такое биливердин, и откуда он берется в плаценте, стоит рассказать подробнее.

У млекопитающих и большинства других позвоночных биливердин — это промежуточный продукт распада гемоглобина. Когда срок жизни эритроцита (в норме около 120 дней) заканчивается, или он повреждается в силу каких-либо причин, его захватывают и разрушают макрофаги селезенки. Молекулы выделяющегося при этом гемоглобина состоят из двух частей: белковой и небелковой (кофактора). Роль небелковой части играет гем — макроциклическое органическое соединение (порфирин), которое удерживает в своем кольце атом железа, служащий переносчиком кислорода.

Белковая часть молекулы, как и любые другие пептиды, «переваривается» протеиназами, а судьба гема устроена несколько сложнее. Сначала макрофаги с помощью фермента гемоксигеназы окисляют его, что сопровождается разрывом кольца, высвобождением железа и сменой цвета с красного на зеленый — так получается биливердин. Затем биливердинредуктаза этих же клеток преобразует биливердин в желтый пигмент билирубин (именно он отвечает за желтушный цвет кожи и склер при болезнях печени). Этот пигмент с кровью транспортируется в печень, где связывается с глюкуроновой кислотой, чтобы стать водорастворимым, и с желчью поступает в кишечник.

Кишечная микробиота отщепляет глюкуроновую кислоту и конвертирует билирубин в уробилиногены. Часть их всасывается в кровь и, окислившись, выводится с мочой, из-за чего она имеет желтый цвет. Другая часть остается в кишечнике, преобразуется последовательно в стеркобилиноген и стеркобилин, после чего выводится с калом, придавая ему характерную окраску.

Причем здесь плацента? Дело в том, что макрофаги разлагают гемоглобин не только в селезенке, но и в любом месте, где скапливается кровь, с образованием тех же биливердина и билирубина. В силу этого процесса, например, синяки постепенно меняют окраску на зеленоватую и желтоватую.

Строение плаценты собак и некоторых других животных, вынашивающих за беременность больше одного плода, имеет одну особенность. По краям ее прикрепления к матке образуются полости, заполненные материнской кровью, в которую погружены ворсины хориона (структуры в составе плаценты, которая обеспечивает обмен газами, питательными веществами и продуктами обмена) плода. Часть этой крови распадается на месте с образованием уже знакомого нам биливердина, который накапливается там же. Из-за этого плацента собак в норме имеет зеленоватый цвет. Если в ходе внутриутробного развития или родов пигмент попадет на светлую шерсть щенка, он родится зеленым, что и произошло в Чорли.

Кстати, щенка назвали Фифи в честь принцессы Фионы, героини мультфильмов о Шреке.