Хитрая серая лиса

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Американские зоологи наблюдали странное поведение серых лис (Urocyon cinereoargenteus). Вскоре после того, как пума метила территорию, появлялась серая лиса и терлась щеками и шеей о то место, где пума оставила метку. Ученые предположили, что лисы, «забирая» запах пумы, отпугивали таким образом шакалов или рыжую рысь, которые охотятся на лис. Исследование опубликовано в Journal of Ethology.

Животные используют различные способы, чтобы обозначить границы своей территории. Это могут быть звуковые или визуальные сигналы, такие как крики обезьян-ревунов или красная грудка зарянки, а также запахи. Большинство территориальных млекопитающих метят свои участки с помощью мочи, кала или специального секрета. Некоторые млекопитающие, например сурки, трутся о деревья или землю, оставляя не только свой запах, но и шерсть. По меткам животные могут не только понять, что «место занято», но и найти себе партнера во время брачного периода или узнать, что поблизости есть еда. По словам авторов статьи, существует довольно много исследований об «общении» особей одного вида с помощью запахов, но работ, изучающих межвидовые коммуникации подобного рода, практически нет.

Авторы нового исследования решили восполнить этот пробел. Они изучали «коммунальные» участки, где оставляли метки хищники разных видов, в том числе пумы и серые лисы. Ученые заметили, что лисы не только метили участки мочой, но и терлись о землю щеками и подбородком. По мнению исследователей, лисы таким образом могли либо оставлять свой запах и тем самым сообщать о своем присутствии особям другого пола во время брачного периода, либо предупреждать потенциальных соперников. По другой гипотезе, животные терлись о места, помеченные пумой, чтобы «собрать» ее запах, для того, чтобы отпугивать хищников, которые на них охотятся, например, койота или рыжую рысь.

Исследователи установили на 26 «коммунальных» участках видеокамеры с инфракрасными датчиками, реагирующие на движение, и собирали информацию в течение четырех лет, с 2011 по 2015 год. Они фиксировали частоту и продолжительность посещений, а также поведение лис на участках с метками, которые оставили пумы.

Оказалось, что лисы терлись о землю примерно в 10 процентах от всего числа посещений (92 раза из 903). При этом в 85 процентах случаев они делали это там же, где оставила метку пума. Кроме того, исследователи обнаружили корреляцию между поведением лис и свежестью меток, которые оставляли пумы. Чем более свежей была метка, тем чаще лисы «собирали», по-видимому, еще сильный запах крупного хищника. В то же время на метки особей своего вида лисы реагировали по-другому. Они терлись о землю независимо от того, были ли метки других лис свежими или старыми. Интересно, что ученые фиксировали это необычное поведение лис в течение года, независимо от сезона размножения.

Из этих результатов ученые сделали вывод, что основной целью серых лис, когда они «собирали» запах пумы, была защита от хищников. Исследователи предполагают, что койоты или рыжие рыси могут вообще не нападать на серых лис, пахнущих пумой. Либо лисы могут таким образом выигрывать время для бегства или для того, чтобы залезть на дерево (такое поведение считается основной стратегией избегания у серых лис).

Другие исследователи предлагают альтернативное объяснение такому поведению. Стив Харрис из Бристольского университета (Великобритания), изучающий лис, считает, что лисы метят территорию с помощью слюны. «По моему мнению, серые лисы оставляют свои метки под воздействием сильного запаха, оставленного пумой», говорит ученый.

Авторы статьи признают, что для окончательных выводов нужны дополнительные исследования, в которых будут принимать участие особи разного пола с датчиками, чтобы можно было следить за их поведением и убедиться в том, что серые лисы действительно используют необычную тактику отпугивания хищников.