Генотип повышенной раздражительности

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Международная группа медиков и нейрофизиологов показала, что разница в типе рецепторов дофамина влияет на эмоциональное восприятие музыки и шума. Исследователи выяснили, носители одного варианта гена рецептора D2 острее реагируют на шум: у них ухудшается настроение. При этом музыка на них воздействует слабо. У людей с другим генотипом после прослушивания музыки улучшается настроение, а шум их не слишком раздражает. Статья опубликована в журнале Neuroscience.

Дофамин вырабатывается нервными клетками головного мозга у человека и животных. Это — нейромедиатор, то есть вещество, передающее сигналы между нейронами, а также от нервных клеток в мышцы. Дофаминовые нейроны находятся в нескольких областях мозга, например, в полосатом теле, фронтальной коре, лимбических структурах, и образуют несколько сигнальных путей, связывающих их между собой. Один из этих путей играет важную роль в «системе вознаграждения», которая регулирует поведение с помощью положительных реакций на какие-либо действия.

Более ранние исследования показали, что музыка повышает активность областей мозга, участвующих в формировании эмоций, таких как прилежащее ядро или миндалевидное тело. Нейрофизиологи предполагают, что влияние музыки на эмоциональный фон может регулироваться дофамином: во время прослушивания музыки, связанной с эмоциональными переживаниями, у людей активировались дофаминовые рецепторы D2 и выделялся дофамин. При этом музыка влияет на настроение не только человека, но и животных. Так, у крыс с гипертонией под воздействием музыки увеличивалось содержание дофамина в мозге, а затем, под воздействием дофамина, понижалось кровяное давление. Другие исследования на людях и животных показали, что дофамин влияет на обработку эмоций и поведение.

Следует отметить, что у разных людей музыка вызывает разные эмоции и, соответственно, по-разному влияет на настроение. Более того, реакция на музыку и шум наследуется генетически (1, 2). Дело в том, что дофаминовый рецептор D2 существует в двух разных формах — длинной (D2L) и короткой (D2S), которые функционируют по-разному. У некоторых людей кодирующий рецептор D2 ген может содержать мутацию, влияющую на синтез D2L и D2S и на соотношение D2L/D2S. Поэтому у них меняется восприятие и обработка информации, влияющей на эмоции. Авторы нового исследования решили выяснить, как носители двух вариантов генов рецептора D2 реагируют на музыку и шум. Ученые предположили, что музыка будет по-разному активировать у них области мозга, регулируемые дофамином, в частности, миндалевидное тело, прилежащее ядро и нижнюю лобную извилину.

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи пригласили для участия в эксперименте 38 мужчин и женщин в возрасте 19–30 лет. 26 из них были носителями первого варианта гена рецептора D2 (GG), у остальных 12 присутствовал второй вариант гена (GT). Всем добровольцам делали магнитно-резонансную томографию, и одновременно они проходили тест на определение эмоционального настроя. Всем участникам показывали фотографии людей со счастливым, агрессивным или нейтральным выражением лица и просили на скорость определить их пол. Эксперимент проводился в два этапа: на первом участники просматривали фотографии под аккомпанемент успокаивающей музыки, во время второго этапа им включали белый шум, сравнимый с музыкой по громкости. До и после каждого этапа добровольцы заполняли опросник, который позволял определить их эмоциональное состояние.

Выяснилось, что у носителей генотипа GG после прослушивания музыки настроение, по-видимому, улучшалось, хотя статистически это практически не заметно. При этом шум на их настроение почти не влиял. При этом активность нижней лобной извилины (отдела префронтальной коры) у таких людей во время просмотра фотографий «агрессивных» людей уменьшалась при прослушивании музыки и увеличивалась, когда они слушали шум. То есть, по всей видимости, генотип влияет на эмоциональное восприятие музыки, но, чтобы получить статистически значимые результаты, нужна большая выборка.

Участники эксперимента с генотипом GT, как видно из графика, реагировали на шум острее, чем на музыку. От шума у них сильно портилось настроение, музыка их тоже раздражала, но гораздо меньше. Активность прилежащего ядра в мозге у носителей гена GT во время просмотра фотографий «эмоциональных» людей уменьшалась, когда играла музыка, и, увеличивалась, когда они слышали шум. При этом активность нижней лобной извилины у них изменялась незначительно.

По мнению авторов статьи, полученные результаты свидетельствуют о том, что разница в восприятии музыки и шума обусловлена, в том числе, мутацией в гене дофаминового рецептора D2. Однако, как признают сами исследователи (и как видно из графиков), выборка носителей генотипа GT была небольшой, так что нужны дополнительные исследования для проверки результатов.