Улитка нашла свою вторую половинку с помощью твиттера

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Недавно в сеть попала трогательная история улитки по имени Джереми, мимо которой мы просто не смогли пройти. Дело в том, что раковина Джереми закручена в «неправильную» сторону, а ее внутренние и половые органы зеркально отражены. Такая мутация могла бы лишить улитку шанса на создание потомства с другой особью... но не в эпоху интернета. С помощью социальной сети ученые нашли Джереми такого же необычного партнера. И нет, они использовали не Tinder для улиток, а хэштег в твиттере #snaillove.

Виноградная улитка Джереми была найдена у компостной кучи бывшим ученым, внимание которого привлекла ее необычная раковина. Обычно «домик» виноградных улиток закручен по часовой стрелке, однако у Джереми возникла редкая мутация, и его панцирь оказался закручен в обратную сторону — такой тип раковины называется синистральным. Эта аномалия встречается примерно у одной особи из миллиона, и делает размножение Джереми с 99,9999 процентами других улиток физически невозможным, так как его внутренние и половые органы, в отличие от органов «улиток-правшей», находятся на противоположной стороне тела, и она не может спариваться со своими сородичами с правозакрученной раковиной.

Зеркальное отражение органов встречается не только у улиток, но и у людей — это называется транспозицией. Например, у человека может быть обращена вправо верхушка сердца — такое отклонение встречается с вероятностью 1:12000. Исследователи, которым был передан Джереми, смогли обнаружить у улитки генетический вариант, который связан с «неправильной» закрученностью ее раковины, и они предполагают, что этот ген также влияет на асимметрию остальной части тела, причем не только у моллюска, но и у других видов, включая человека. Именно поэтому генетики решили разыскать для Джереми пару: они надеются подробно изучить мутацию улитки и понять, передается ли она по наследству.

На самом деле, Джереми мог бы создать потомство и самостоятельно, так как все виноградные улитки — гермафродиты. Но, как замечают ученые, улитки предпочитают не делать этого, к тому же, генетический материал потомства двух моллюсков с синистральными раковинами будет более ценным для ученых.

Для того, чтобы найти подходящего для Джереми партнера, исследователи воспользовались твиттером. Около месяца назад они запустили флешмоб #Snaillove, в котором призвали научное сообщество распространить хэштег и помочь обрести улитке свою вторую половинку. Результат не заставил себя долго ждать: недавно откликнулись владельцы «улиток-левшей» из Ипсвича и Майорки. Теперь Джереми будет доставлен из Лондона в Ипсвич, где он сможет встретиться с другой левозакрученной улиткой.

Улитки, готовые к спариванию, ползут, словно что-то ищут, останавливаются и вытягивают туловище. Если две такие улитки встречаются, то они приступают к предварительной «брачной игре». Особи прижимаются друг к другу подошвами и протыкают тело друг друга любовными стрелами — острыми шипами из извести, которые они носят в специальном органе — мешке любовной стрелы. Эти любовные стрелы помогают усилить возбуждение партнера. После короткой паузы происходит акт совокупления, во время которого улитки обмениваются мужскими клетками. Ученые планируют следить за процессом, и если Джереми и его потенциальный партнер не станут спариваться, то тогда улитка будет отправлена в Испанию для встречи с другим кандидатом.