Жестокие казни на севере Мексики — 4 тысячи лет назад и сегодня

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Археолог из Аризоны увидел сходство между показной жестокостью древних индейцев и нынешних представителей преступного мира.

Читайте эту и другие новости антропологии на сайте Антропогенез.ру

Тела, захороненные членами семьи, лежат в скорченном положении на боку (слева). Нетипичные захоронения (справа) – тело в вывернутом положении

James T. Watson and Danielle O. Phelps / Current Antropology, 2016

Био-археолог Джеймс Уотсон, заместитель директора Государственного Музея Аризоны, обнаружил в пустыне Сонора ряд нетипичных захоронений, относящихся к периоду раннего земледелия  (между 2100 годом до нашей эры и 50 годом нашей эры).

Погребения возрастом в тысячи лет в пустыне Сонора напоминают нынешние. Тела ушедших в иной мир, как правило, предавались земле с почтением, в соответствии с определенными ритуалами. Однако некоторые тела, судя по всему, бросали в могилу как попало. На таких останках специалисты обнаружили повреждения, в том числе посмертные — говорящие о том, что людей сначала убили, а потом надругались над телами.

Исследование Уотсона опубликовано в журнале Current Anthropology. Уотсон утверждает, что его находки помогают понять социальные и биологические факторы, которые могли приводить к жестоким убийствам и странным захоронениям. По словам ученого, эти факторы могут быть актуальны даже сегодня.

На телах из нетипичных могил, исследованных Уотсоном, есть признаки насильственной смерти — переломы или отверстия, оставленные наконечниками стрел. Но красноречивее всего положение тел в могилах. Обычно тела в погребениях лежали на боку в скорченном положении — здесь же они были небрежно брошены в неестественных позах. Кроме того, не хватало стандартных погребальных атрибутов, которые присутствовали бы, будь тела похоронены членами семьи.

«Этих людей погребли совсем иначе, нежели представители остальной части сообщества, и мы пытаемся понять, почему это произошло, — пишет Уотсон. — Мы стараемся доказать, что то, как тела были сброшены в эти ямы, — часть акта осквернения тела».

Не исключено, что убитых обвиняли в колдовстве. Однако, учитывая, что трупы не были расчленены — а так обычно поступали с колдунами, Уотсон предлагает альтернативное объяснение. В своем докладе он утверждает, что останки, вероятно, принадлежат жертвам кровной мести или семейных распрей. Исследователь полагает, что насилие в рамках этих продолжающихся междоусобиц въелось в самые основы общества и стало частью культуры.

Нетипичное погребение часто включает сломанные кости и другие признаки насильственной смерти

James T. Watson and Danielle O. Phelps / Current Antropology, 2016

«Это происходило как раз тогда, когда земледелие пришло в регион и здесь появились самые первые оседлые поселения. Поэтому мы думаем, что проявления жестокости связаны с проблемами роста популяции, — говорит Уотсон, — Между общинами или даже внутри отдельных общин возникала социальная напряженность, что в конечном итоге выливалось во вспышки насилия». Древние земледельцы стремились добиться высокого статуса в общине, демонстрируя свою доблесть и, в том числе, показную жестокость по отношению к другим членам сообщества.

Хотя работа аризонского исследователя концентрируется на событиях, происходивших 2-4 тысячи лет тому назад, он предполагает, что результаты исследования могут найти применение и в наши дни.

«Учитывая некоторые из тех проблем, которые мы видим сегодня, — например, рост насилия и числа убийств во многих городах, перестрелки с полицией, месть полицейским, — многие дети растут в обстановке жестокости, и они усваивают различные шаблоны взаимодействия со своим окружением со всеми его недостатками, — пишет Уотсон. — Они повышают свой статус, демонстрируя жестокость. Так добиваются уважения, вместе с которым получают потенциальное преимущество в виде богатства, женщин и потомства».

Согласно публикациям в СМИ, на севере Мексики членами наркокартелей и по сей день регулярно совершаются массовые жестокие убийства, сопровождающиеся надругательством над трупами и публичной демонстрацией изуродованных тел. Мы видим, что тысячелетия спустя люди продолжают следовать древним поведенческим шаблонам.

Равид Гор

Источники

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.