Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Американский студент Мичиганского технологического университета по имени Марк в состоянии сильного алкогольного опьянения сумел спроектировать экраноплан. Об этом в своем твиттере рассказал его сосед по комнате в общежитии Кит. По его словам, на следующий день Марк никак не мог вспомнить, откуда у него появились чертежи и сложные математические вычисления. Так ли все было на самом деле, неизвестно, но некоторые британские и американские СМИ уже сообщили об этой истории.
Сообщение Кита собрало более 77 тысяч ретвитов, и более чем 128 тысяч пользователей добавили запись об изобретении в избранное. Газете The Guardian Кит рассказал, что его сосед по комнате пришел домой пьяным около 23:30 и, что-то бормоча, взял свои учебники и начал чертить. Работать он закончил около половины второго ночи. Результатом работы стал проект морского судна, способного «лететь» над водной поверхностью на небольшом расстоянии от нее.
Экраноплан совмещает в себе свойства самолета и морского судна. Его принципиальное отличие от других видов морского транспорта заключается в движении за счет образования динамической воздушной подушки, «опираясь» на которую аппарат может двигаться на небольшой высоте над водой или плоской твердой поверхностью. Кроме того, экранопланы отличаются от других судов значительно более высокой скоростью, которая может превышать 250 узлов (около 460 километров в час). В морской классификации экраноплан является судном.
Похоже, проектируя экраноплан, Марк вдохновлялся советской морской инженерной школой. Изображенное на схемах судно сильно напоминает советский экраноплан «Орленок», несколько модифицированный пьяной фантазией студента. Судя по изображениям, похожий на «Орленка» экраноплан получил очень короткое носовое оперение, размещенное на гондолах реактивных двигателей; по одному слева и справа. При этом, как и у «Орленка», в хвостовой части судно имеет тянущий воздушный винт.
Каким образом в рамках одного проекта должны сочетаться турбовинтовой и реактивные двигатели, эффективно функционирующие на разных скоростях полета, не понятно. Не исключено, что Марк рассчитывал отдать реактивным двигателям роль «нагнетателей» воздушного потока для экрана. В советских экранопланах некоторых проектов, например, «Лунь», тоже использовались реактивные двигатели, установленные в носовой части, однако на одном судне такие силовые установки в полете никогда не использовались с винтовыми (на «Орленке» носовые двигатели работали только на старте). «Лунь» имел восемь реактивных двигателей.
Активным проектированием экранопланов в 1950-1980-х годах занимался СССР. За это время было построено около 30 кораблей такого класса. В вооруженных силах Советского Союза экранопланы планировалось использовать в десантных операциях, для доставки грузов, а также для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника. Однако из-за распада СССР и последовавших политического и экономического кризисов экранопланы в войсках широкого распространения не получили и были сняты с вооружения.
Помимо СССР экранопланы проектировались и нескольких других странах. Например, американский авиастроительный концерн Boeing создавал тяжелый транспортный экраноплан Pelican, однако этот проект был закрыт. Сегодня в мире разрабатываются и производятся лишь легкие пассажирские и транспортные экранопланы. Их выпуском занимаются Россия, Китай и Иран.