Американские химики предложили простую процедуру переработки многослойной полимерной пленки. Метод подразумевает последовательное растворение каждого слоя, а полимеры из полученных растворов можно регенерировать и использовать снова. Расчеты показывают, что, если перерабатывать таким способом более четырех тысяч тонн материала в год, процесс может быть экономически выгодным. Результаты опубликованы в журнале Science Advances.
Многослойные полимерная пленка — относительно новый, но уже очень популярный вид упаковки (в год человечество производит более ста миллионов тонн подобных материалов). Слои такой пленки состоят из разных полимеров, каждый из которых выполняет свою функцию: одни полимеры служат барьером для кислорода или влаги, другие придают материалу прочность. Такое сочетание характеристик делает многослойные пленки незаменимыми для упаковки продуктов питания и лекарств, однако у них есть один существенный недостаток: трудность переработки. Перерабатывать такие материалы традиционными способами нельзя, ведь условия переработки для разных полимеров отличаются.
Американские химики под руководством Джорджа Хубера (George W. Huber) из Университета Висконсин-Мэдисон предложили перерабатывать такие материалы с помощью процедуры послойного растворения и осаждения. Ученые экспериментировали с коммерчески доступной упаковочной пленкой производства компании Amcor Flexibles, которая состоит из слоев трех различных полимеров: толстого слоя полиэтилентерефталата (PET) и нанесенных поверх него более тонких слоев полиэтилена (PE) и сополимера этилена и винилового спирта (EVOH).
Для растворения верхнего PE слоя использовали кипячение в толуоле при температуре 110 градусов Цельсия в течение четырех часов, а для растворения промежуточного слоя EVOH слоя — обработку диметилсульфоксидом при температуре 95 градусов Цельсия в течение получаса. Нижний слой PET в этих условиях оставался неповрежденным. После растворения двух верхних слоев, полученные растворы отфильтровывали от твердого материала, чтобы регенерировать растворившийся полимер. Для этого к раствору добавляли так называемый антирастворитель — жидкость, которая хорошо смешивается с растворителем, но сама растворяет полимер значительно хуже. В случае PE таким антирастворителем выступал ацетон, а в случае EVOH — вода. После обработки оба полимера выпадали в осадок, в дальнейшем их можно было очистить и снова использовать для производства многослойной пленки или других изделий. Ученым удалось регенерировать более 95 процентов EVOH и более 98 процентов PE.
Хубер и его коллеги считают, что такой метод переработки может стать экономически выгодным. Основной вклад в стоимость переработки вносят нагревание смесей во время растворения и разделения растворителя и антирастворителя после регенерации полимеров, но процесс можно сделать дешевле путем увеличения масштаба переработки. Расчеты ученые указывают на то что, для сравнения стоимости переработки со стоимостью изготовления PET (главного компонента пленки) с нуля нужно перерабатывать около 3800 тонн пленки Amcor Flexibles в год.
В
начале месяца мы писали
о новом биоразлагаемом аналоге пластика,
который разработали американские
инженеры. Этот
материал изготавливают из сахарного
тростника и бамбуковых волокон, а
стаканчик из него разлагается в почве
всего за два месяца.
Наталия Самойлова
Сейчас в природе их около 4800
Популяция золотистых львиных тамаринов (Leontopithecus rosalia) выросла до примерно 4800 особей в дикой природе, сообщает The Associated Press со ссылкой на природоохранную организацию Golden Lion Tamarin Association. Зоологи пришли к такому выводу после того, как в течение года подсчитывали этих яркоокрашенных приматов в атлантических лесах на побережье юго-восточной Бразилии — единственном месте, где они обитают. Для сравнения, около пятидесяти лет назад численность золотистых львиных тамаринов составляла менее 200 особей. Тогда они едва не вымерли из-за массовой вырубки их родных лесов и отлова для содержания в качестве домашних питомцев. К счастью, благодаря усилиям специалистов, которые охраняли оставшиеся местообитания львиных тамаринов, разводили этих приматов в неволе и реинтродуцировали в природу, вид удалось спасти от исчезновения. В 2016-2018 годах золотистые львиные тамарины столкнулись с новой угрозой — вспышкой переносимой комарами желтой лихорадки, которая сократила их популяцию примерно на 30 процентов. Если в 2014 году в природе обитало 3700 особей этого вида, то в 2019 году осталось только 2500. Впрочем, судя по всему, теперь тамаринам удалось восстановить эти потери и достичь максимальной численности по меньшей мере за полвека. Вероятно, это стало возможным в результате естественного затухания вспышки, а также за счет того, что специалисты привили от лихорадки 370 особей и увеличили площадь лесов в местах их обитания на 16 процентов с 2014 по 2022 год.