Изменение структуры мозга домашних кроликов сделало их бесстрашными

Исследователи показали на примере кроликов, что процесс одомашнивания у животных сопровождается соответствующими изменениями в структуре мозга. В частности, у домашних кроликов, по сравнению с дикими, уменьшился объем миндалевидного тела — области мозга, отвечающей за страх и агрессию. Эти изменения обусловили специфическое поведение животных, которые перестали бояться людей и стали более дружелюбными. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.

В процессе одомашнивания животных идет направленная селекция на определенные «черты характера» особей, благодаря которым их можно назвать ручными. В частности это снижение агрессии, снижение страха перед людьми, замедленная «реакция убегания» (flight response). Кролики представляют собой хороший объект для изучения генетических и физиологических изменений, сопровождающих одомашнивание, так как их приручили относительно недавно, и дикие кролики до сих пор распространены во многих регионах. Если дикие особи крайне осторожны и пугливы, домашние кролики, напротив, дружелюбны и довольно заторможены.

Исследователи из Королевского института технологий Стокгольма, университета Уппсалы (Швеция) и университета Порту (Португалия) показали ранее при помощи полногеномного секвенирования популяций диких и домашних кроликов, что одомашнивание сопровождалось приобретением полиморфизмов в генах, ответственных за развитие мозга. В новой работе ученые показали, что у домашних животных изменение характера по сравнению с дикими предками действительно сопровождается изменениями в структуре мозга.

Мозг диких и домашних кроликов сравнили при помощи магнитно-резонансной томографии высокого разрешения. В обеих экспериментальных группах было по восемь животных. Оказалось, что у домашних кроликов в среднем уменьшился мозг, точнее соотношение объема мозга к массе тела — это наблюдение характеризует всех домашних животных по сравнению с дикими предками. Кроме того, у них уменьшился объем миндалевидного тела и увеличился объем медиальной префронтальной коры. Первая область отвечает за формирование страха и агрессии, в то время как указанная часть префронтальной коры (коры лобных долей головного мозга) связана с обучением управлению эмоциями и страхом. Другими словами, изменения объема этих структур определило бесстрашие кроликов, которое заставило их не бояться людей.

Помимо этого, у домашних кроликов в некоторых областях мозга уменьшилось количество белого вещества, что, вероятно, сопровождалось уменьшением проводимости нервных волокон и замедлением процессов обработки информации. Именно эта структурная особенность может объяснять замедленную «реакцию бегства» домашних кроликов.

Ранее мы рассказывали, как исследователи всего за шесть поколений одомашнили кур, заставив их не бояться людей. Оказалось, что домашние куры по, сравнению с дикими, отличаются более эффективным метаболизмом и повышенным уровнем серотонина.

В металлических котлах IV тысячелетия до нашей эры нашли остатки пищи