Исследователи из Восточно-Китайского университета науки и технологий разработали способ, который позволяет получать прочные пленки из углеродных нанотрубок. По своей прочности такие пленки несколько превосходят углеволоконные и значительно превосходят кевларовые. Результаты работы китайских ученых опубликованы в журнале Nanoletters, а их краткое изложение приводит издание Chemical & Engineering News. По данным исследователей, новые пленки можно использовать при производстве брони для военных или защиты для спортсменов.
Для изготовления пленки из углеродных нанотрубок ученые использовали метод, аналогичный выдуванию стеклянных изделий. Исследователи горизонтально поместили трубку диаметром 50 миллиметров в горн, в котором поддерживалась температура в 1150-1130 градусов. Через трубку продувался под давлением азот, в поток которого подмешивалась смесь этанола и небольших количеств ферроцена и тиофена. На вдув трубки ученые также подавали углеродные нанотрубки.
Во время продувки через разогретую трубку углеродные нанотрубки становились параллельными друг другу, а на выходе появлялась углеродная трубка. Затем исследователи протягивали ее через серию сдавливающих роликов и наматывали на барабан. При этом ученые выяснили, что чем выше скорость наматывания, тем больше получается прочность пленки. В результате такого способа производства углеродные нанотрубки в пленке располагаются максимально близко друг к другу и параллельно. Это и обеспечивает высокую прочность пленок.
Исследователи провели измерения, по итогам которых выяснилось, что прочность новой пленки составляет 9,6 гигапаскаля. Для сравнения, прочность пленки из углеволокна составляет семь гигапаскалей, а из кевлара — 3,7 гигапаскаля. Кроме того, углеродная пленка получилась в четыре раза более гибкой, чем кевларовая. Она также может растягиваться на восемь процентов от своей изначальной длины по сравнению с двумя процентами у кевлара.
Наконец, получившаяся пленка способна проводить электричество. По мнению ученых, это свойство позволит использовать ее при производстве различных электродов, а также искусственных мышц. В настоящее время для производства пленок используется способ помещения заранее расположенных параллельно друг к другу углеродных нанотрубок в специальные растворы и последующей их опрессовки. По словам китайских исследователей, пленки, изготовленные их методом, получаются гораздо прочнее.
Каждое колесо имеет независимую подвеску
Финская компания 18 Wheels разрабатывает прототип необычного электрического вездехода с 18 колесами. Внешне он напоминает снегоход и оснащен 18 колесами небольшого диаметра. Каждое колесо имеет собственный электромотор и индивидуальную независимую подвеску. Вездеход сможет преодолевать препятствия высотой 20 сантиметров и более не снижая скорости, говорится на сайте компании. Сейчас компания занимается проектированием и подготовкой к сборке предсерийного прототипа, который будет иметь новый дизайн, полноценный корпус и переработанную версию подвески. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера В 2022 году был построен первый прототип, предназначенный для тестирования технологии 18-колесной подвески. Его испытания на грунтах разного типа проходили в течение шести месяцев. В представленном на YouTube-канале компании видео можно видеть, как вездеход передвигается по каменистому пляжу, переезжает через ствол поваленного дерева, камни, а также заезжает в воду. В мае 2023 года компания завершила работу над математической моделью переработанной версии подвески. В ней изогнутые металлические пластины, которые играли роль подвески на первом прототипе, будут заменены на рычаги с индивидуальными амортизаторами. Управление вездеходом будет происходить за счет поворота всех рычагов вместе с колесами с обеих сторон.