Ученые предположили это, проанализировав рацион питания людей
Французские и чешские ученые проанализировали изотопный состав азота и углерода в останках 97 человек из средневекового сельского некрополя Сен-Дульшар. Они обнаружили, что люди из основной части некрополя употребляли в пищу меньше животного белка, чем те, кого захоронили в расположенной на окраине траншее. Исследователи полагают, что останки последних принадлежали горожанам из соседнего Буржа, которые погибли во времена Юстиниановой чумы. Об этом сообщается в статье в American Journal of Biological Anthropology.
Исторически в Западной Евразии и некоторых регионах Африки задокументированы три пандемии чумы. Письменные памятники указывают на то, что первая из них — Юстинианова чума — началась около 541 года нашей эры и продолжалась приблизительно до 750 года нашей эры. Источники впервые фиксируют вспышку этого заболевания в египетском городе Пелузий, который в то время находится под властью Византии. Современники тех событий предполагали, что пандемия началась где-то на востоке Африки или в Аравии, откуда уже распространилась по Средиземноморью и Ближнему Востоку.
Предполагается, что Юстинианова чума унесла миллионы жизней, однако сопоставимых по масштабу археологических свидетельств этого ученые до сих пор не нашли. Тем не менее исследования продолжаются. Например, недавно ученые изучили останки людей из двух массовых захоронений VI–VII веков нашей эры в раннесредневековом городе Гераса, который находится на территории современной Иордании. По данным исследователей, находки предоставили первые крупные археологические и молекулярные свидетельства Юстиниановой чумы, выявленные в Восточном Средиземноморье.
Зденек Вытлачил (Zdeněk Vytlačil) из Национального музея в Праге совместно с коллегами из Франции и Чехии представил результаты исследования останков из средневекового сельского некрополя Сен-Дульшар, который находится в окрестностях французского города Бурж. Этот памятник представляет собой погребальный комплекс, основная часть захоронений которого относится к концу VI — VIII векам нашей эры, хотя люди продолжали здесь хоронить покойных вплоть до XII века нашей эры. Некрополь состоит из двух частей: обычного христианского кладбища с грунтовыми могилами и захоронениями в траншее, которая проходила по краю этого памятника и отгораживала его. В VII–VIII веках нашей эры в этой траншее похоронили большое количество людей, причем в ней были устроены не только одиночные захоронения, но и двойные, и тройные.
Прошлые генетические исследования показали, что как минимум часть из погребенных в траншее людей пострадала от Юстиниановой чумы. Теперь ученые решили продолжить изучение останков из этого памятника, но уже с помощью методов биоархеологии. Для анализа изотопного состава азота и углерода они отобрали останки 97 человек, 36 из которых нашли в траншее, а 61 — на основной территории некрополя. Кроме того, они дополнительно изучили теми же методами образцы местной фауны.
Рацион исследованных людей в основном состоял из растений с С3-фотосинтезом (к ним относятся, например, пшеница или ячмень). Кроме того, он, вероятно, как минимум у части людей включал и небольшое количество растений с С4-фотосинтезом (вероятно, просо). При этом ученые отметили, что в среднем люди из траншеи употребляли в пищу больше мяса, молока, а также изготовленных из них продуктов.
По данным ученых, прошлые исследования показывали, что средневековые горожане в среднем употребляли больше животного белка в пищу, чем жители сельской местности. Возможно, похороненные в траншее люди проживали в соседнем Бурже. Либо на рынках этого города было проще приобрести мясо, молоко и молочные продукты, либо горожане находились в более высоком социально-экономическом положении, нежели жители сельской местности. При этом исследователи полагают, что во время вспышек чумы, когда городские кладбища переполнялись, жертв пандемии могли вполне перевезти для захоронения в расположенные неподалеку сельские некрополи.
Недавно ученые выяснили, что люди могли сталкиваться со вспышками чумы раньше, чем считалось. Они проанализировали останки 108 скандинавов, живших в эпоху неолита, и обнаружили, что как минимум 18 из них пострадали от чумной палочки.