При среднесуточной температуре выше 24 градусов Цельсия они начинают использовать более короткие слова
При среднесуточной температуре выше 27 градусов речь политиков в парламентах становится примитивнее: ее оценка с помощью индекса Флеша — Кинкейда снижается на 0,05. Это не сказывается на длине предложений, но приводит к использованию более коротких слов. При этом для пожилых политиков снижение уровня наблюдается уже при 21–24 градусах. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале iScience.
Волны жары приводят к повышению заболеваемости и смертности: в одной только Бразилии с 2000 по 2018 годы они унесли жизни почти 50 тысяч человек. Наиболее опасны они для детей, пожилых и людей с хроническими заболеваниями, но и вне этих групп риска жара причиняет ущерб, например, снижает когнитивные способности у офисных работников и студентов.
Ристо Конте Кейвабу (Risto Conte Keivabu) и Тобиас Виндманн (Tobias Widmann) из Института демографических исследований Общества Макса Планка изучили, как экстремальные жара и холод влияют на когнитивные способности политиков. Они сделали упор на анализ речи в их публичных выступлениях, используя индекс Флеша — Кинкейда (индекс удобочитаемости): он показывает, сколько лет необходимо получать образование, чтобы понимать текст. В исследование вошли 7425184 устных выступления 28523 политиков с 1950 по 2019 годы в парламентах восьми стран: Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Нидерландов, Новой Зеландии и США. Погоду учитывали по показателю среднесуточной температуры в день выступления.
Оказалось, что похолодание не оказывало значимого влияния на сложность речи, а вот с наступлением жаркой погоды (со среднесуточной температурой выше 27 градусов Цельсия) индекс Флеша — Кинкейда снижался в среднем на 0,05 — то есть для понимания речи требовалось примерно на две недели менее длительное образование. При этом длина предложений существенно не менялась, но слова становились короче.
В Германии удалось дополнительно исследовать связь пола и возраста политиков со сложностью их речи в жаркую погоду. Вопреки ожиданиям, пожилые политики (верхний квартиль, люди старше 57 лет) в жаркую погоду говорили не хуже политиков из других возрастных групп. Однако снижение индекса Флеша — Кинкейда у них начиналось уже со среднесуточной температуры 21-24 градуса Цельсия, то есть они более уязвимы к жаре. Температура выше 24 градусов сильнее сказывалась на речи пожилых мужчин, чем женщин, что неожиданно, потому что женщины считаются более уязвимыми к волнам жары. Впрочем, эти отличия не были значимыми (p > 0,05), вероятно, потому женщин в политике меньше, чем мужчин, и в выборку вошло недостаточное их количество для качественного анализа.
Если представить, что к концу XXI века будут неограниченно сжигать ископаемое топливо и концентрация углекислого газа в атмосфере достигает 930 частей на миллион, то снижение когнитивных функций затронет всех людей: их способность реагировать на раздражители снизится в среднем на 25 процентов, а принимать решения и стратегически мыслить — на 50 процентов.