А повреждение медиальной области снижало просоциальное поведение сильнее, чем повреждение латеральной
Психологи из Великобритании исследовали роль вентромедиальной префронтальной коры в просоциальном поведении на пациентах с поражениями этой и других областей мозга, а также на здоровом контроле. В экспериментах участникам нужно было сжимать в кисти динамометр, чтобы получить вознаграждение самим или чтобы обеспечить вознаграждение для другого человека. Пациенты с поражением вентромедиальной префронтальной коры прикладывали меньше усилий, когда вознаграждение должно было достаться другому человеку. При этом сильнее всего такое поведение было связано с поражением медиальных областей вентромедиальной префронтальной коры, а поражение латеральных регионов приводило к относительно более высокой просоциальности. Результаты опубликованы в Nature Human Behaviour.
Эта новость появилась на N + 1 при поддержке Фонда развития научно-культурных связей «Вызов», который был создан для формирования экспертного сообщества в области будущих технологий и развития международных научных коммуникаций
Вентромедиальная префронтальная кора (вмПФК) критически важна для принятия решений и оценки затрат и выгод, а также участвует в эмоциональной регуляции и социальном поведении. Эта область коры задействована в те моменты, когда человек решает, стоит ли приложить усилия, чтобы получить выгоду или помочь другому. Ранние исследования показали, что молодые люди не так охотно помогают другим, как пожилые, особенно если требуется приложить много усилий. Вероятно, эта разница в просоциальном поведении связана с созреванием вмПФК. В другом исследовании сообщалось, что вмПФК активна, когда люди наблюдают за тем, как другие получают вознаграждение. Поражения вмПФК приводят к различным последствиям: у некоторых людей с повреждением этой области нарушается социальное поведение, а другие, напротив, становятся более склонными к групповому сотрудничеству.
Чтобы разобраться в том, какую роль вмПФК играет в просоциальном поведении, Патрисия Локвуд (Patricia Lockwood) и ее коллеги из Оксфордского университета пригласили здоровых добровольцев и людей с поражениями в вентромедиальной префронтальной коре и других областях мозга поучаствовать в эксперименте. Всего 25 пациентов с очаговыми поражениями вмПФК, 15 пациентов с поражениями в других областях и 40 здоровых людей (средний возраст 56–60 лет) проходили ряд испытаний, в которых им нужно было выбрать между отдыхом (отсутствие усилий и низкое вознаграждение) и работой (высокие усилия и высокое вознаграждение). Вознаграждение в половине испытаний доставалось самому испытуемому, а в половине — другому человеку, которого предварительно представили испытуемому.
Работа заключалась в том, чтобы сжимать в кисти динамометр с силой в 30–70 процентов от максимальной силы хвата (ее измеряли в начале эксперимента). Перед каждым испытанием на экране появлялись два обозначения: сила, которую нужно приложить, и награда, которую можно получить взамен. Награда измерялась в кредитах, которые в конце эксперимента конвертировались в деньги по неизвестному участникам курсу. Если участник не прикладывал усилий, он (или другой человек) получал один кредит, а если прикладывал — от двух до десяти.
Пациенты с поражениями вмПФК менее охотно прикладывали усилия, когда награда должна была достаться другому человеку, по сравнению с участниками из остальных групп. Также они прикладывали меньше усилий, даже когда решались это сделать — то есть в некоторых случаях они принимали решение помочь лишь формально, но при этом сжимали динамометр с меньшей силой, чем требуется. В то же время их мотивация в испытаниях, где награда доставалась им самим, снижена не была. В итоге количество кредитов, полученных самими участниками, не различалось между группами, но пациенты с повреждениями вмПФК заработали меньше кредитов для других. Также эти пациенты были менее чувствительны к усилиям: участники из всех групп охотнее помогали другим, если для этого нужно было приложить меньше усилий, однако эта тенденция была слабее для испытуемых с поражениями вмПФК. Участники всех групп были одинаково чувствительны к вознаграждению: чем больше оно было, тем охотнее они работали, особенно если награда доставалась им самим.
МРТ-визуализация мозга пациентов с повреждениями вмПФК и других областей и картирование симптомов поражений на основе вокселей показали, что поражения медиальной вмПФК связаны с большим снижением просоциальности, а латеральной — с относительно меньшим. При этом поражения как медиальной, так и латеральной областей вмПФК были связаны со сниженной чувствительностью к вознаграждению, как и поражение субгенуальной передней поясной коры. Авторы отметили, что хотя их выборка была больше, чем в ранних исследованиях, есть смысл изучить роль вентромедиальной префронтальной коры в просоциальном поведении на еще большем количестве пациентов — вероятно, есть и другие субрегионы вмПФК, ответственные за тот или иной аспект поведения.
Считается, что женщины более альтруистичны, чем мужчины, и с большей вероятностью станут помогать другим. Ранее ученые обнаружили, что система вознаграждения в женском мозге активируется сильнее, чем в мужском, при принятии просоциальных решений.