Травму заметили на плюсневой кости из памятника Седия-дель-Дьяволо
Палеоантропологи исследовали вторую плюсневую кость, которую много лет назад нашли в Риме на памятнике Седия-дель-Дьяволо. Она принадлежала человеку гейдельбергскому, жившему около 300 тысяч лет назад и перенесшему стрессовый (усталостный) перелом. По данным ученых, проанализированная находка заметно отличалась по внутреннему строению и форме от плюсневых костей неандертальцев. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.
В Европе известно не так много останков древних людей, живших между 300 и 200 тысячами лет назад. Одни из немногочисленных находок происходят из итальянского памятника Седия-дель-Дьяволо, которое еще в XIX веке обнаружили на северо-востоке Рима. Среди прочего, исследователи раскопали здесь две кости: вторую плюсневую и фрагмент бедренной кости, которые принадлежали архаичным людям. По современным оценкам, они жили примерно 295–290 тысяч лет назад. Помимо этого, этот памятник интересен тем, что на нем нашли древнейшие в Италии орудия, обработанные с помощью леваллуазской техники, которая в этой части света обычно характерна для неандертальцев. Более того, вероятно, это самый ранний случай в Европе, когда подобные артефакты нашли вместе с останками людей.
Алессандро Рига (Alessandro Riga) из Флорентийского университета совместно с учеными из Италии, Норвегии, Словении, Хорватии провел новое исследование почти целой второй правой плюсневой кости (SdD2) из местонахождения Седия-дель-Дьяволо. Оба эпифиза этой кости уже срослись с диафизом, поэтому палеоантропологи смогли оценить минимальный возраст человека, которому она принадлежала. Так, у современных мальчиков они срастаются в 14–16 лет, а у девочек — в 11–13 лет.
С помощью микрокомпьютерной томографии ученые установили, что, скорее всего, этот человек при жизни перенес стрессовый перелом плюсневой кости. У современных людей подобные травмы часто связаны с длительными физическими нагрузками без достаточного отдыха, например, от них нередко страдают бегуны на длинные дистанции. По данным исследователей, в настоящее время известны всего лишь две подобные травмы у архаичных людей: у человека-предшественника (Homo antecessor) из Гран-Долины и у человека гейдельбергского / неандертальца (H. heidelbergensis / neanderthalensis) из пещеры Сима-де-лос-Уэсос, которая также находится в испанской Атапуэрке. Возможно, это отражает то, что эти архаичные люди часто перемещались пешком или бегом на длинные расстояния во время охоты.
Палеоантропологи также отметили, что изученная вторая плюсневая кость заметно отличалась от неандертальской. Например, у нее очень толстый кортикальный слой, что сближает ее с останками других людей эпохи среднего плейстоцена. Более того, эта кость отличается от неандертальских и по морфологии, которая у индивида из местонахождения Седия-дель-Дьяволо оставалась архаичной и лишенной прогрессивных неандертальских признаков. По данным палеоантропологов, образец SdD2 — одна из самых поздних европейских окаменелостей эпохи среднего плейстоцена, лишенная неандертальских признаков.
Ранее мы рассказывали, как исследователи реконструировали внешность другого человека гейдельбергского, череп которого больше 60 назад нашли в греческой пещере Петралона. По данным ученых, он жил около 250–150 тысяч лет назад.