Как субъективные, так и объективные
Рандомизированное клиническое испытание американских ученых показало, что иглоукалывание значительно снижает тяжесть симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). В частности, процедура облегчила субъективные психические симптомы расстройства и реакцию на испуг, измеренную с помощью электромиографии глазных мышц. Работа опубликована в JAMA Psychiatry.
Основными методами терапии ПТСР считаются фармакотерапия и психотерапия. Однако многие пациенты сталкиваются с различными побочными действиями лекарств, из-за чего приверженность к лечению со временем у них может снижаться. Психотерапия признана достаточно эффективной (особенно когнитивно-поведенческая терапия), но порой она не может целиком решить проблему. Все это свидетельствует о потребности в разработке новых подходов терапии этого расстройства.
Несколько клинических исследований показало эффективность акупунктуры при ПТСР. Однако в таких исследованиях часто существуют методологические ограничения. Во-первых, не всегда они проводятся с применением плацебо, а во-вторых, редко в них оцениваются объективные показатели функции нервной системы, характеризующие тяжесть ПТСР.
Группа ученых под руководством Майкла Холлифилда (Michael Hollifield) из Медицинского центра Тибора Рубина в Вирджинии провела рандомизированное клиническое исследование, в котором эффективность акупунктуры сравнивалась с эффективностью плацебо. Также ученые исследовали, как изменяется тяжесть субъективных и объективных симптомов. За объективный симптом была принята реакция на испуг, которую измеряли с помощью электромиографии мышц глазного яблока. Всего в исследовании приняло участие 85 мужчин и 8 женщин с диагностированным ПТСР, которых разделили на две группы. Закончил исследование 71 человек.
Участники экспериментальной группы прошли 24 индивидуальных сеанса иглоукалывания по два раза в неделю. Участники контрольной группы посещали похожие сеансы, однако места вкола игл располагались на два сантиметра левее или правее контрольных точек, сами иглы вводились не так глубоко, как принято для акупунктуры, и для них не проводилась электростимуляция. Первичный итоговый анализ показал облегчение симптомов у пациентов экспериментальной группы как в середине лечения (p < 0,001), так и после лечения (p < 0,001).
Для создания испуга и последующего измерения рефлексов с помощью электромиографии глазных мышц ученые применяли визуальные условные стимулы в сочетании с мощным воздушным потоком направленным в гортань. Полные данные об измеренной реакции были доступны для 63 участников во время пробного исследования и 54 участников после лечения. Однофакторные тесты показали, что реакция испуга значительно снижалась у участников экспериментальной группы (p = 0,009). Кроме того, в этой группе наблюдалось наибольшая разница в снижении реакции испуга в середине лечения и после него (p = 0,04). К тому же у тех, у кого наблюдалось большее уменьшение субъективных симптомов, наблюдалась и меньшая реакция на испуг (p < 0,02).
По мнению авторов исследования, основными сильными сторонами исследования было использование релевантного плацебо, а также измерение объективных показателей функции нервной системы — рефлексов испуга. Однако исследователи признают общие ограничения, которые применимы ко всем исследованиям акупунктуры — невозможность проведения двойного слепого вмешательства, отсутствие инертного плацебо, вариативность подходов к лечению и невозможность оценить неспецифические факторы, влияющие на исход лечения. В частности, в этом исследовании иглотерапевты не были ослеплены и существовала вариативность практик акупунктуры. Также ученые признают, что не делали поправок на множественные смешивающие факторы.
Подробнее о том, как акупунктура пытается пробиться в стан доказательной медицины, можно прочитать в материале «Как на иголках».