Наиболее высоким риск оказался в первый год после травмирующего события
Когортное исследование с использованием шведской национальной выборки из почти миллиона человек показало, что физическое и сексуальное насилие, травмы и тяжелая утрата связаны с повышенным риском развития психических расстройств. Как сообщается в JAMA Psychiatry, особенно высокий риск развития психических заболеваний наблюдался в течение первого года после травмирующего инцидента. В среднем за участниками наблюдали от пяти до девяти лет.
Всемирное исследование психического здоровья показало, что 70 процентов участников из 24 стран пережили по крайней мере одно травмирующее событие в жизни. При этом появляется все больше свидетельств того, что различные травмирующие события повышают риск развития психических расстройств. Однако исследования в этой области часто ограничиваются конкретным типом травмы или конкретными психическими расстройствами без всесторонней оценки траекторий возникновения психических расстройств после пережитых травмирующих событий.
Кроме того, ученые отмечают, что и травмы, и психические расстройства группируются в семьях, а генетический вклад как в оценку стрессовых жизненных событий, так и в психические расстройства, варьируется от умеренного до сильного. Следовательно, наблюдаемые связи между потенциально травмирующими событиями и психическими расстройствами могут зависеть от семейных факторов.
Ученые из Дании, Исландии, Китая, США и Швеции под руководством Юфэн Чэня (Yufeng Chen) из Каролинского института провели когортное исследование с использованием контроля в виде сиблингов, чтобы исследовать влияние семейных факторов (например, генетики, раннего окружения и образа жизни) в популяционных условиях. Исследователи отдельно изучали влияние физического или сексуального насилия (49957), травмы (555314) и тяжелой утраты родственника (321263) на риск развития психического расстройства. За группой насилия следили в среднем 4,9 года, за группой травмы — 9,1 года, за группой утраты — 8,1 года.
Уровень заболеваемости любым психическим расстройством значительно повышался сразу после травмирующего события, хотя после этого прирост риска быстро снижался и оставался несколько стабильным в течение одного года. В течение первого года наблюдения среднее значение относительного риска составило 4,55 при физическом или сексуальном насилии, 3,31 при травме и 2,81 при тяжелой утрате. Спустя год риск снижался примерно в два раза.
Контроль братьями и сестрами несколько снизил показатель относительного риска, однако он все равно оставался значимым: 3,7 для насилия, 2,98 для травмы, 2,72 для тяжелой утраты. Таким образом, все типы травматических событий были связаны с повышенным уровнем любых психических расстройств как в популяции, так и в сравнении с братьями и сестрами. Наиболее частыми расстройствами оказались посттравматическое стрессовое расстройство и злоупотребление наркотиками, а также повышенный суицидальный риск.
Значимость этого исследования заключается в масштабности, а также в том, что в нем впервые изучается связь между травматичным событием и развитием психических расстройств с поправкой на семейные факторы.
Ранее мы рассказывали, что при посттравматическом стрессовом расстройстве эффективно помогает психотерапия. Причем, как показал метаанализ 137 исследований, терапия эффективна вне зависимости от количества травматичных событий.