Испытания проводили у ветеранов американского спецназа
Американские и канадские исследователи сообщили об успехе первой фазы клинических испытаний сочетания ибогаина и магния при долгосрочных последствиях черепно-мозговых травм у ветеранов спецназа. Лечение переносилось хорошо и производило выраженный эффект. Отчет о работе опубликован в журнале Nature Medicine.
Черепно-мозговая травма — часто встречающееся повреждение у ветеранов боевых действий (типичный механизм — воздействие ударной волны). Ее отдаленные последствия могут включать неврологические и психические нарушения, в том числе посттравматическое стрессовое (ПТСР), большое депрессивное и тревожное расстройства, а также склонность к суициду. Эффективность имеющихся методов их лечения недостаточна, особенно в популяции бывших военнослужащих.
Психоактивный индольный алкалоид ибогаин добывают из корней африканского тропического куста ибоги (Tabernanthe iboga). Он и его основной метаболит норибогаин обладают от слабой до умеренной аффинностью к рецепторам многочисленных нейромедиаторов, включая глутаматные NMDA, опиоидные κ и μ, никотиновые ацетилхолиновые, σ-1 и σ-2, а также переносчики серотонина и дофамина. Кроме того, ибогаин усиливает транскрипцию некоторых нейротрофных факторов и повышает сложность ветвления дендритов in vitro. При приеме в терапевтических дозах он вызывает сноподобное состояние сознания, которое в подходящих условиях способствует длительной саморефлексии и самоанализу. В силу многообразных эффектов ибогаин можно классифицировать как атипичный психоделик, атипичный диссоциатив и онейроген. Он представляет определенный интерес как потенциальное средство для помощи при расстройствах, связанных с употреблениями веществ, однако подобные исследования ограничивает его способность продлевать интервал QT, что может привести к летальной желудочковой аритмии.
Сотрудники Стэнфордской медицинской школы под руководством Нолана Уильямса (Nolan Williams) решили выяснить терапевтический потенциал ибогаина для помощи при последствиях черепно-мозговой травмы. Они пригласили 30 ветеранов американского спецназа (все мужского пола) с ограничениями трудоспособности из-за этого состояния для участия в клинических испытаниях первой фазы MISTIC. Все они прошли предварительную беседу по видеосвязи с нейропсихологом, после чего им провели полное медицинское обследование, включая лабораторные анализы, ЭКГ и МРТ мозга. После этого их отправили в клинику канадской компании Ambio Life Sciences в Мексике (в США эксперименты с ибогаином запрещены), где после дополнительного обследования и подробного инструктажа они получили перорально в среднем 12,1 ± 1,2 миллиграмма синтетического ибогаина на килограмм массы тела. Для профилактики кардиологических осложнений им назначали препараты магния. Во время действия вещества они следовали полученным рекомендациям и не получали дополнительной психотерапии (с ними находились только ассистенты для обеспечения насущных потребностей и наблюдения за физиологическими параметрами).
Первичной конечной точкой служило изменение уровня инвалидности по схеме Всемирной организации здравоохранения WHODAS-2.0 по сравнению с исходным уровнем. Также оценивали динамику ПТСР по шкале CAPS-5, депрессии по шкале MADRS и тревожности по шкале HAM-A. Все измерения проводили непосредственно после сеанса с ибогаином и спустя месяц. Статистическую обработку данных проводили с помощью линейных моделей со смешанными эффектами.
Выяснилось, что общее число баллов по WHODAS-2.0 в среднем значительно снизилось с 30,2 ± 14,7 (умеренная нетрудоспособность) до 19,9 ± 16,3 (пограничная нетрудоспособность; скорректированное p < 0,001; d = 0,74) сразу после сеанса и 5,1 ± 8,1 (отсутствие нетрудоспособности; скорректированное p < 0,001; d = 2,20) через месяц. Улучшение наблюдалось по всем шести доменам схемы, сильнее всего по когнитивному. Также спустя месяц после сеанса наблюдалось значительное улучшение по CAPS-5 (скорректированное p < 0,001; d = 2,54); MADRS (скорректированное p < 0,001; d = 2,80) и HAM-A (скорректированное p < 0,001; d = 2,13), причем в среднем снижение симптоматики в процентном отношении, частота ответа и частота ремиссии превысили 80 процентов. Уровень суицидальных наклонностей снизился с 47 процентов на исходном уровне до 0 и 1 процента непосредственно после сеанса и через месяц соответственно.
Серьезных побочных эффектов, включая кардиологические и гемодинамические, зафиксировано не было. У всех участников наблюдались мягкие преходящие мозжечковые симптомы, такие как атаксия и интенционный тремор, которые полностью проходили в течение суток. Во время действия ибогаина участникам оказывали помощь по поводу головной боли (40 процентов), тошноты (10 процентов), тревожности (7 процентов) и бессонницы (3 процента).
Результаты пилотных открытых испытаний были признаны успешными. Эффективность и безопасность подобной терапии необходимо подтвердить и уточнить в рандомизированных контролируемых испытаниях, заключают авторы работы.
В 2023 году британские и тайваньские исследователи сообщили, что после тяжелой черепно-мозговой травмы в мозге пациентов определяется нейротоксичный белок SAP, который в норме содержится в крови, но не пересекает гематоэнцефалический барьер. А пятью годами ранее шведские ученые показали, что черепно-мозговые травмы повышают риск развития деменции даже спустя 30 лет после их получения.