Корреляция была отрицательной
Американские исследователи обнаружили, что объективно зарегистрированный прерывистый сон в возрасте около 40 лет связан с повышенной вероятностью низкой когнитивной производительности через 11 лет. Продолжительность сна и субъективная оценка его качества связи с когнитивными функциями не продемонстрировали. Отчет о работе опубликован в журнале Neurology.
Связь расстройств сна с наличием деменции хорошо известна. При этом патологические изменения в мозге начинают происходить гораздо раньше (иногда на десятилетия), чем появляются первые проявления заболевания. В связи с этим вызывает интерес связь количества и качества сна с когнитивными функциями в среднем возрасте и возможный их учет как фактора риска развития деменции в будущем. При этом объективных данных по этому вопросу имеется крайне мало.
Чтобы получить их, Юэ Лэн (Yue Leng) с коллегами по Калифорнийскому университету в Сан-Франциско провели дополнительную работу с 526 участниками (58 процентов — женщины; 44 процента — чернокожие) популяционного когортного исследования CARDIA. В 2003–2005 годах, когда средний возраст составлял 40,1 ± 3,6 года, количество и качество их сна измеряли объективно с помощью запястной актиграфии и субъективно с помощью Питтсбургской шкалы качества сна (PSQI). В 2015–2016 годах когнитивные функции участников оценили, используя тесты замены цифр символами (DSST), словесно-цифровой Струпа, Рея на слухоречевое заучивание (RAVLT), свободу владения буквами и категориями предметов, а также Монреальскую шкалу (MoCA).
На исходном уровне средняя продолжительность сна составила 6,1 ± 1,1 часа, а средний индекс фрагментации сна (рассчитанный как сумма долей подвижного времени и неподвижных периодов длительностью не больше минуты от общей продолжительности сна) — 19,2 ± 8,1 процента. 239 (45,6 процента) участников оценили свой сон как плохой (общий балл по PSQI менее пяти). За низкую когнитивную производительность принимали значения, которые были ниже среднего более чем на одно стандартное отклонение. Ее связь с параметрами сна оценивали методом многопараметрической логистической регрессии с поправками на демографические данные, уровень образования, курение, индекс массы тела, физическую активность, наличие депрессии, артериальной гипертензии и сахарного диабета.
Выяснилось, что в верхнем терциле по индексу фрагментации сна по сравнению с нижним более чем вдвое повышена вероятность низкой когнитивной производительности по DSST (отношение шансов 2,97; 95-процентный доверительный интервал 1,34–6,56); свободе владения буквами и категориями предметов (отношение шансов 2,42; 95-процентный доверительный интервал 1,17–5,02) и MoCA (отношение шансов 2,29; 95-процентный доверительный интервал 1,06–4,94). Эта корреляция не зависела от пола и этнической принадлежности. Для объективного показателя продолжительности сна и субъективной оценки его качества подобной связи обнаружено не было.
Полученные результаты показывают, что объективная оценка качества сна в среднем возрасте по его фрагментации, но не другие параметры, связана со сниженными когнитивными функциями в дальнейшей жизни. Она заслуживает дальнейшего изучения как потенциальный фактор риска деменции, который может помочь в разработке стратегий профилактики этого заболевания, заключают авторы работы.
В 2023 году шведские и австралийские исследователи сообщили, что им не удалось обнаружить влияния откладывания будильника на когнитивные функции, настроение и чувство сонливости после пробуждения.