Смертельный вирус обнаружили на архипелаге Южная Георгия
Ученые впервые выявили высокопатогенный вариант птичьего гриппа H5N1 в Субантарктике, сообщается в пресс-релизе Британской антарктической службы. Опасный вирус обнаружили у антарктических поморников и гигантских буревестников на острове Бёрд в архипелаге Южная Георгия. Специалисты опасаются, что в ближайшее время птичий грипп может распространиться в местных колониях пингвинов, а также других морских птиц и ластоногих и вызвать массовую гибель животных. Кроме того, он может охватить другие субантарктические и антарктические острова и саму Антарктиду, а затем отсюда попасть в Австралию и Новую Зеландию.
В 2020 году началась панзоотия высокопатогенного варианта птичьего гриппа H5N1. Вирус быстро распространился по Евразии, после чего проник в Северную Америку и Африку. Около года назад он был впервые отмечен в Южной Америке, куда проник с мигрирующими птицами, и к настоящему времени охватил весь этот континент. В отличие от предыдущих вариантов птичьего гриппа, которые поражали в основном диких уток и других пресноводных птиц и обычно проявлялись в холодное время года, новый угрожает намного более широкому спектру видов и распространяется в течение всего года. За несколько лет панзоотия нанесла серьезный ущерб поголовью домашних птиц и погубила миллионы диких пернатых, включая представителей редких видов, таких как калифорнийские кондоры (Gymnogyps californianus). Особенно пострадали морские птицы, в колониях которых инфекция распространяется очень быстро. Кроме того, во многих регионах была зафиксирована массовая гибель млекопитающих, в первую очередь ластоногих и китообразных, заражавшихся опасным вирусом от птиц.
До недавнего времени свободными от высокопатогенного птичьего гриппа оставались два региона: Антарктика с Субантарктикой и Австралия с Новой Зеландией и другими островами Океании. Однако ученые отмечали, что это ненадолго. Поскольку вирус распространился по всей Южной Америке, включая крайний юг этого континента, не было сомнений, что вместе с мигрирующими птицами он попадет на острова Антарктики и Субантарктики и даже в саму Антарктиду.
Несколько дней назад этот прогноз подтвердился. Сотрудники Британской антарктической службы заметили на острове Бёрд, который входит в субантарктический архипелаг Южная Георгия, несколько заболевших и погибших антарктических поморников (Catharacta antarctica) и гигантских буревестников (Macronectes). Анализ подтвердил, что они были заражены высокопатогенным птичьим гриппом. Поморники и гигантские буревестники часто питаются падалью, так что, скорее всего, они получили инфекцию, когда поедали трупы умерших от гриппа птиц и млекопитающих во время зимовки на побережье Южной Америки. После этого они мигрировали к местам размножения на острове Берд и принесли вирус с собой.
По словам исследователей, это первый известный пример птичьего гриппа в Субантарктике. Пока неясно, как именно вирус будет распространяться в этом регионе. Однако на острове Бёрд располагаются огромные колонии пингвинов, альбатросов и других морских птиц, а также ластоногих. Инфекция способна быстро распространиться в них и убить множество животных.
Кроме того, в ближайшие месяцы высокопатогенный птичий грипп может распространиться по другим островам Субантарктики и Антарктики, а также по самой Антарктиде. Учитывая, что здесь обитают миллионы морских птиц, ластоногих и китообразных, которые прежде никогда не сталкивались с этой инфекцией, потери среди местной фауны могут быть катастрофическими. А поскольку в регионе мало постоянных исследовательских станций, а туристический сезон еще не начался, не исключено, что субантарктические и антарктические морские птицы и млекопитающие уже массово погибают, но этого пока никто не заметил.
Специалистов особенно беспокоит судьба редких узкоареальных видов, живущих лишь на нескольких островах или архипелагах. Если птичий грипп доберется до них, они могут оказаться на грани исчезновения или даже вымереть. Среди наиболее уязвимых видов ученые называют кергеленских крачек (Sterna virgata), антиподских прыгающих попугаев (Cyanoramphus unicolor) и некоторых других. Кроме того, если инфекция укоренится в Субантарктике и Антарктике, отсюда она может с мигрирующими птицами попасть в Австралию и Новую Зеландию и нанести тяжелый урон местным пернатым и морским млекопитающим. При этом у ученых и специалистов по охране природы почти нет возможностей остановить или хотя бы замедлить распространение вируса.
Ранее мы рассказывали о том, как британские исследователи генетически модифицировали домашних кур таким образом, что большинство из них стали устойчивы к заражению птичьим гриппом от больных сородичей.