В частности — эмоциональные нарушения
Британские ученые разработали устройство — помпу, — с помощью которой доставка кортизола в организм человека происходит подкожно в соответствии с суточными ритмами гормона. Как сообщается в Journal of Internal Medicine, такой подход снизил у пациентов симптомы усталости и расстройств настроения, а функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) показала большее влияние кортизола на головной мозг по сравнению со стандартным медикаментозным лечением.
Первичная надпочечниковая недостаточность встречается довольно редко — в среднем это 100-200 случаев на миллион. К таким расстройствам относится и болезнь Аддисона, которая возникает в результате аутоиммунного поражения надпочечников, и врожденная гиперплазия надпочечников, при которой обнаруживается дефект фермента в пути биосинтеза кортизола. Также к дефициту кортизола могут приводить нарушения в гипофизе и гипоталамусе.
Всем пациентам с дефицитом кортизола требуется пожизненная заместительная терапия глюкокортикоидами, поскольку кортизол выступает важным регулятором углеводного обмена и стрессового ответа организма. При этом он подчинен суточному ритму секреции: минимальная концентрация отмечается в вечерние, а максимальная в утренние часы. И несмотря на существующую адекватную заместительную терапию, часто у пациентов отмечаются симптомы усталости, нарушения памяти и концентрации внимания — все они характерны для недостатка кортизола.
Команда Стаффорда Лайтмана (Stafford Lightman) из Бристольского университета предположила, что проблема может крыться в несвоевременном поступлении кортизола в кровь у таких пациентов: его прием может не соотносится с физиологическими суточными колебаниями гормона. Чтобы проверить свою гипотезу, ученые провели шестинедельное рандомизированное исследование заместительной терапии гидрокортизоном в обычных дозах (20-30 миллиграмм), проводимой либо в виде импульсной подкожной помпы, которая подавала кортизон в соответствии с циркадным ритмом его выработки, либо стандартно перорально три раза в день.
В исследовании приняло участие 22 человека: 11 участников сначала получили гидрокортизон из помпы на руке и пероральное плацебо, за которыми последовали плацебо из помпы и пероральный гидрокортизон, и 11 человек сначала получили плацебо из помпы и пероральный гидрокортизон, за которыми последовали гидрокортизон из помпы и пероральное плацебо. 20 участников завершили все этапы исследования. Во время испытания участники проходили оценку настроения с помощью опросника депрессии Бека, оценку качества жизни, биохимический анализ крови и фМРТ.
Анализ результатов показал, что введение кортизола с помощью подкожной помпы улучшает физическую и когнитивную выносливость, а также уменьшает чувство усталости (общая разница в оценках положительных и отрицательных дескрипторов составила около трех процентов, р = 0,006). Кроме того, фМРТ показала, что оба метода лечения задействуют таргетные для кортизола области мозга — миндалевидное тело и островковую долю. Однако при подкожном введении участники эффективнее проходили тест фМРТ на определение эмоций на лицах людей: счастливых, грустных или испуганных (р = 0,002-0,005).
Независимо от формы лечения, у участников наблюдались значительные нарушения сна, хотя при подкожной терапии наблюдалось улучшение оценок эмоционального ответа после пробуждения и более легкое пробуждение в целом. При этом ученые не обнаружили в обеих группах никакого влияния метода лечения ни на рабочую память, ни на метаболические параметры.
Хотя пока рано говорить о полномасштабном внедрении новой технологии в практику лечения надпочечниковой недостаточности, это исследование показывает эффективность такого подхода — не меньшую (а может быть даже и большую), чем у стандартной практики перорального лечения. В дальнейшем в исследование необходимо включить большее количество участников для более релевантных результатов эффективности.
Однако снижение уровня кортизола может происходить по разным причинам. Например, недавно мы рассказывали, что спустя 14 лет после землетрясения в Индийском океане концентрация кортизола в волосах была существенно ниже у женщин, проживавших во время трагедии в районах, непосредственно пострадавших от цунами. Это говорит о нарушениях в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси.