Этим он отличался от контрольной группы
В исследовании, опубликованном в журнале iScience, американские ученые описали, как воспринимает лица человек, чья голова с рождения запрокинута назад почти на 180 градусов, так что затылок находится между лопаток. Лица других людей он видит перевернутыми. Но при этом одинаково хорошо распознает привычно ориентированные и перевернутые лица, чем отличается от контрольной группы, которая лучше работает с привычно ориентированными лицами. А вот отдельные изменения в лице — поворот рта и глаз на 180 градусов относительно этого лица — мужчина, как и типичные люди, отмечает только на лицах, которые ориентированы правильно.
Взрослые люди хорошо распознают правильно ориентированные лица — такие, на которых глаза расположены над ртом. Мы можем мгновенно узнать знакомых и заметить даже самые малейшие изменения в выражении их лиц. Но стоит повернуть изображение лица на 180 градусов, когда рот окажется над глазами, как обнаружить лицо или узнать его, нам намного сложнее. Неясно, связано ли это с тем, что механизмы восприятия лиц у человека изначально более чувствительны к правильно ориентированному лицу или эта особенность формируется с опытом, ведь мы чаще встречаем правильно ориентированные лица.
Аргумент в пользу первого предположения — младенцы больше обращают внимание на правильно ориентированные лица, чем на перевернутые. Более того, их зрительная кора сильнее реагирует на лицо с глазами над ртом, чем на перевернутое изображение. Но и в пользу второго предположения есть данные: после 16 часов тренировки люди начинают чуть лучше работать с перевернутыми лицами, чем до этого.
Однако тренировки с перевернутыми лицами не всегда дают результат, а младенцы к моменту их участия в исследовании, как правило, прожили уже несколько месяцев, в течение которых они подолгу смотрели на правильно ориентированные лица. Поэтому Брэд Дюшен (Brad Duchaine) из Дартмутского колледжа и его коллеги из Австралии, Великобритании, Новой Зеландии и США исследовали особенности восприятия Клаудио — мужчины 42 лет, который родился с врожденным множественным артрогрипозом. При этом заболевании движения в суставах ограничены: руки, ноги и шея Клаудио не сгибаются и не разгибаются, соответственно, он не может принять иного положения, кроме как с запрокинутой назад головой.
Клаудио выполнил три разных типа заданий: тесты на обнаружение лиц — он определял лицо перед ним или нет, тесты на узнавание лиц — участник видел лицо, а затем три других, среди которых выбирал наиболее похожее на показанное сначала. И тест с лицом, которое авторы называют «тэтчеризованным» — перед Клаудио были три лица, два из которых обычные, а на третьем глаза и рот были повернуты на 180 градусов относительно лица. Это задание выявляет эффект Тэтчер: пока люди смотрят на перевернутое изображение они не видят, что глаза и рот неверно ориентированы относительно лица, как только изображение возвращают в правильное состояние — пропустить это изменение сложно. Такие же задания выполнили и участники контрольной группы — 22 человека приблизительно того же возраста, что и Клаудио, но с типичным развитием.
Контрольная группа лучше определила и узнала правильно ориентированные лица, чем перевернутые. А Клаудио одинаково хорошо обнаруживал и узнавал как правильно ориентированные лица, так и перевернутые. Контрольная группа обнаружила 89,5 процента лиц среди ориентированных правильно и 57,6 — среди перевернутых, а Клаудио 74,7 и 74,3 — соответственно. А узнала контрольная группа 82,5 процента лиц среди ориентированных правильно и 63,6 — среди перевернутых. В этом же задании Клаудио узнал 61 и 67,5 — соответственно. Но Клаудио видит для большинства из нас правильно ориентированные лица также, как мы — перевернутые. И если сравнить эти показатели, то можно заметить, что Клаудио с обнаружением правильно ориентированных лиц справился лучше, чем контрольная группа с обнаружением перевернутых (p = 0,01), в задании на узнавание такой разницы нет (p = 0,756).
А вот «тэтчеризованные» лица Клаудио, как и контрольная группа, лучше находил среди правильно ориентированных лиц, чем среди перевернутых. Он отметил верно 91,5 процента «тэтчеризованных» лиц среди правильно ориентированных, а среди перевернутых — 75 процентов. Контрольная группа в этом же задании среди правильно ориентированных лиц нашла 95,8 процента «тэтчеризованных», а среди перевернутых — 51 процент.
Предварительно авторы заключили, что на восприятие лиц могут влиять как эволюционные факторы, так и опыт человека. С одной стороны, хотя Клаудио чаще видел лица перевернутыми относительно себя, но вне зависимости от этого опыта он одинаково хорошо обнаружил и узнал лица в двух положениях. С другой стороны, Клаудио не встречал «тэтчеризованные» лица и заметил в них несоответствие только тогда, когда увидел их в привычном для себя положении — правильно ориентированными для нас. Предварительны эти выводы по двум причинам: во-первых, нет объективных сведений о том, что Клаудио точно чаще видит лица перевернутыми относительно своего — эти сведения есть только со слов самого участника и его матери, во-вторых — нет уверенности, что за обработку лиц у Клаудио отвечают те же корковые структуры, что и у людей с типично ориентированной головой.
Как показывают описания единичных случаев, несмотря на то, что, по всей видимости, наши системы восприятия лиц формируются очень рано и реагируют на лица очень быстро, они все еще остаются достаточно гибкими, чтобы подстроиться под внешний опыт. Так, британские ученые показали, что человек способен постепенно научиться узнавать трансплантированное лицо как собственное.