Он вызвал тендовагинит и флегмону в укушенных руках
Британские исследователи сообщили о новом виде бактерии, патогенной для человека. 48-летний мужчина без признаков иммунодефицита заразился ей после нескольких укусов бродячего кота. Публикация об этом появилась в журнале Центров по контролю и профилактике инфекций США (CDC) Emerging Infectious Diseases.
Коты служат значимым резервуаром зоонозных инфекций. Их относительно длинные и острые зубы при укусе проникают глубоко в мягкие ткани, занося в них бактерии из ротовой полости животного. Чаще всего инфекцию в подобных случаях вызывают бактерии родов Pasteurella и Streptococcus, однако встречаются и более экзотичные случаи.
Ник Джонс (Nick Jones) с коллегами из Кембриджского университета, Лондонского имперского колледжа и государственной службы санэпидбезопасности, разбирая один из таких случаев описали новый вид патогенной бактерии. Согласно их сообщению, в 2020 году в неотложное отделение обратился 48-летний мужчина с ожирением и без признаков иммунодефицита, который жаловался на болезненный отек обеих ладоней через восемь часов после того, как один бродячий кот нанес ему несколько укусов. Объективно у него наблюдались множественные колотые раны и царапины без признаков гнойного воспаления окружающей подкожной клетчатки.
Раны пациента промыли раствором повидон-йода и перевязали. С профилактической целью ему ввели бустерную дозу противостолбнячной вакцины. Поскольку он сообщил об аллергии на пенициллин, ему назначили доксициклин, ципрофлоксацин и метронидазол для амбулаторного приема и выписали. Через 24 часа мужчина вернулся с жалобами на ухудшение состояния. Инфекция поразила влагалища мышц-сгибателей левого мизинца и правого среднего пальца, а также подкожную клетчатку обоих запястий. Ему ввели внутривенно ванкомицин, ципрофлоксацин и метронидазол, после чего очистили раны от распавшихся тканей и промыли их. В течение пяти дней после операции пациент принимал внутрь доксициклин и метронидазол, после чего полностью выздоровел.
Образцы удаленных тканей и мазка с пораженного пальца подвергли микробиологическому исследованию. Окраска по Граму, посев на разные питательные среды и матричная масс-спектрометрия с лазерной десорбцией и ионизацией не дали убедительных результатов, и бактериальный изолят, обозначенный G1610988 направили в референсную лабораторию Управления по санэпидбезопасности. Там с помощью ПЦР получили часть последовательности гена 16S рибосомальной РНК. Она не совпала ни с одним из поименованных таксонов в базе данных GenBank. Ближайшим (99–100 процентов совпадения) оказался кошачий оральный таксон 122 рода Globicatella. Один из двух известных представителей этого рода — G. sanguinis — в редких случаях может вызывать инфекции кровотока, сердца, нервной системы и мочевыводящих путей человека; случаи заражения вторым — G. sulfidifaciens — не описаны.
Анализ на тест-системе API Rapid ID 32 Strep указал также на сходство изолята с бактерией Erysipelothrix rhusiopathiae (98,7%), повторные масс-спектрометрические анализы не дали надежных выводов. Биохимический профиль G1610988 имел значимые отличия от G. sanguinis и G. sulfidifaciens, однако условия для роста в культуре у них не отличались. Полногеномное исследование изолята показало, что он относится к ранее неизвестному виду рода Globicatella. Результаты анализа направили в Европейский нуклеотидный архив и GenBank. Новый штамм оказался устойчив к гентамицину, чувствителен к ампициллину, пенициллину, цефотаксиму, линезолиду, ципрофлоксацину и моксифлоксацину.
Полученные результаты подчеркивают значение котов как резервуара неизвестных пока бактериальных видов, которые имеют потенциал патогенности для человека. Обнаружение нового вида глобикателл, возможно, потребует ревизии рекомендаций по антибактериальной терапии кошачьих укусов.
Обмен патогенными микроорганизмами может происходить и в обратную сторону. О том, какими инфекциями человек способен заразить своего домашнего питомца, можно почитать в материале «К человеку с кошкой едет неотложка».