Оно загрязнило звезду в гало Млечного Пути
Астрономы нашли первое четкое свидетельство наличия в Млечном Пути вещества первых и очень массивных звезд, взорвавшихся как парно-нестабильные сверхновые. Оно способно объяснить необычный химический состав малометалличной звезды LAMOST J1010+2358 из гало Млечного Пути. Статья опубликована в журнале Nature.
Считается, что первое поколение звезд во Вселенной состояло из очень массивных и короткоживущих светил, которые сыграли важную роль в обогащении межзвездной среды химическими элементами. В частности, предполагается, что первые звезды с массой от 140 до 260 масс Солнца должны были взрываться в финале жизни как парно-нестабильные сверхновые, поставляя в околозвездную среду новые элементы. Однако пока что не было однозначных случаев обнаружения вещества первых звезд в самых бедных металлами (элементами, тяжелее гелия) звездах Млечного Пути
Группа астрономов во главе с Чжао Гангом (Gang Zhao) из Национальной астрономической обсерватории Китайской академии наук сообщила, что смогла отыскать такую звезду. Речь идет о звезде LAMOST J1010+2358 из гало Млечного Пути, которая спектроскопически исследовалась наземными телескопами LAMOST и «Субару».
LAMOST J1010+2358 находится в трех тысячах световых лет от Солнца в созвездии Льва. Она немного легче, чем Солнце, и обладает эффективной температурой 5860 кельвинов. Звезда демонстрирует очень низкую металличность, удивительно низкое отношение α-элементов к железу, чрезвычайно низкое содержание кобальта, натрия и бария. Наблюдается также очень большая разница в содержании элементов с нечетным и четным зарядом, таких как натрий/магний и кобальт/никель.
Ученые пришли к выводу, что лучше всего свойства звезды объясняет модель, в которой LAMOST J1010+2358 — звезда второго поколения, сформировавшаяся из межзвездной среды, обогащенной именно веществом парно-нестабильных сверхновых звезд первого поколения, а не сверхновых, возникающих за счет коллапса ядра или за счет термоядерного взрыва белого карлика.
Ранее мы рассказывали о том, как ученые нашли следы вещества первых сверхновых в далеком квазаре.