А собаки современных пород разучились использовать вой для общения
Cобаки древних пород, такие как акита-ину и басенджи, отвечают на волчий вой чаще, чем их сородичи, принадлежащие к современным породам, выяснили зоологи. Помимо породы собаки на ее склонность отвечать волкам влияет и возраст: пожилые особи делают это чаще, чем молодые. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Communications Biology.
Волки (Canis lupus) воют не на Луну, а для общения с сородичами на дальних расстояниях. Согласно современным представлениям, этот тип сигналов выполняет две основные функции: с его помощью члены стаи оповещают друг друга о своем местонахождении и маркируют границы территории от других групп и чужаков-одиночек. Собаки (C. familiaris), которые произошли от волков в интервале от 40 до 14 тысяч лет назад, унаследовали от них способность выть. Однако при каких именно обстоятельствах и с какой целью они воют (а также почему одни собаки воют чаще, чем другие), пока не до конца ясно.
Разобраться в этом вопросе решила команда зоологов под руководством Фанни Легоцки (Fanni Lehoczki) из Университета имени Лоранда Этвёша. Исследователи предположили, что чем ближе конкретная собака к волку с генетической точки зрения, тем сильнее ее вокальное поведение напоминает волчье. Если эта идея верна, то представители древних пород, например, акита-ину или басенджи, должны выть примерно в тех же ситуациях, что и волки. Кроме того, они должны лучше понимать волчий вой и активнее отвечать на него. Напротив, вокальное поведение современных пород, выведенных в течение последних 200 лет, должно было измениться сильнее. Такие собаки, вероятно, воют в другом контексте, а волчий вой не вызывает у них желания ответить.
Для проверки этой гипотезы Легоцки и ее коллеги провели эксперименты с 68 породистыми собаками, которые представляли древние и современные породы. В ходе испытаний подопытным особям, находившимся в одной комнате с хозяином, через скрытый динамик проигрывали трехминутную запись одиночного и хорового воя волков. Поведение собак, услышавших волчий вой, фиксировали на видео.
39 собак, участвовавших в эксперименте, отреагировали на волчий вой звуковыми сигналами, причем многие издавали сигналы сразу нескольких типов. Например, 18 особей завыли — по мнению авторов, это означает, что они пытались ответить волкам. Девять собак зарычали, то есть продемонстрировали антагонистическое поведение, 32 заскулили, что является признаком стресса, и 18 залаяли (такое поведение направлено на то, чтобы привлечь внимание хозяина).
Как и ожидали авторы, собаки древних пород чаще отвечали на вой волков собственным воем. Судя по всему, они понимали контекст, в котором волки издают подобные сигналы, и пытались с ними пообщаться.
Однако помимо породы на склонность собак отвечать волкам повлиял и их возраст. В среднем более старшие особи чаще выли в ответ на запись волчьего воя. Также собаки древних пород чаще скулили в ответ на вой волков, а пожилые особи таких пород чаще проявляли неакустические признаки стресса, например, зевали или вылизывались.
В среднем молодые особи всех участвовавших в эксперименте пород реагировали на волчий вой умеренно, в то время как пожилые особи древних пород часто отвечали на него или испытывали из-за него стресс — вероятно потому, что могли расшифровать закодированную в вое информацию. В то же время собаки современных пород скорее залают в ответ на волчий вой, чем завоют сами.
Легоцки и ее коллеги отмечают, что собаки современных пород редко живут большими группами. В результате они почти не используют вой для общения с сородичами на больших расстояниях. Основным звуковым сигналом у них стал лай, необходимый для коммуникации с людьми.
Неудивительно, что из-за ослабевшего давления отбора собаки современных пород разучились понимать волчий вой и больше не отвечают на него., а вместо этого лают. Напротив, представители древних пород сохранили больше общего с волками — и все еще способны отвечать им.
Согласно альтернативному объяснению, собаки древних пород часто работали группами, например, в упряжи или во время охоты. В таких условиях им необходимо было поддерживать контакт с сородичами, благодаря чему они и сохранили вой как основной способ коммуникации. Современные же породы чаще общаются с людьми и потому в основном лают. Почему пожилые собаки активнее реагируют на волчий вой, пока остается неясным. Возможно, дело в том, что собаки, подобно волкам, с возрастом становятся более социально активными — либо пожилые особи просто пугливее молодых.
На Новой Гвинее живут поющие собаки — родственники динго, которые отличаются необычным голосом, напоминающим смесь волчьего воя и китового пения. Долгое время считалось, что эти хищники исчезли в природе. Однако несколько лет назад зоологи обнаружили дикую популяцию в горах на западе Новой Гвинеи.