Игра на музыкальных инструментах в детстве и подростковом возрасте связана с улучшением когнитивных навыков в более старшем возрасте, выяснили британские исследователи. Положительный эффект сохранился даже после корректировки данных на несколько факторов, таких как окружающая обстановка в детстве. Исследование опубликовано в Psychological Science.
Развитые когнитивные навыки могут влиять на академические и профессиональные достижения, а также здоровье. Влияние музыки на мозг, в том числе на когнитивные способности, давно привлекает внимание исследователей. Так ученые установили, что при сравнении когнитивных способностей взрослых музыкантов и немузыкантов, первые имеют преимущество. Среди детей также наблюдается положительная связь между музыкальным образованием и когнитивными способностями. Например, дети из семей с низким социально-экономическим статусом, которых исследовали до и после музыкального обучения, показали значительное улучшение общих когнитивных способностей. При этом в другом исследовании у детей, которые 15 месяцев обучались игре на клавишных, даже обнаружили структурные изменения мозга.
Однако важным является вопрос о том, насколько продолжительный эффект оказывают занятия музыкой на наш мозг. Предыдущие исследования показывали, что годы игры на музыкальном инструменте положительно связаны с результатами теста общих когнитивных способностей в раннем взрослом возрасте. Также когнитивное преимущество наблюдалось у пожилых людей, которые были или являются музыкантами: они набрали более высокие баллы в тесте на вербальные способности, чем немузыканты. Кроме того, те, кто в детстве или юности занимался музыкой, демонстрируют более эффективные слуховые реакции ствола мозга на быстро меняющиеся звуки в пожилом возрасте, чем участники без музыкального образования. Эти исследования позволяют предположить, что занятия музыкой вызывают положительные изменения в когнитивных способностях и этот эффект сохраняется с течением времени. Однако нельзя исключать, например, склонность к обучению музыке более когнитивно способных детей.
Психологи из Эдинбургского университета под руководством Яна Дири (Ian J. Deary) выяснили, что музыкальное образование связано с долгосрочными когнитивными преимуществами. Они использовали данные участников лонгитюдного Лотианского когортного исследования (Lothian Birth Cohort 1936), участников которого проверяли на ряд физических и умственных функций. Для оценки когнитивных изменений были использованы результаты теста 366 участников (53 процента составили женщины), проведенного, когда им было 11 и 70 лет. Он включал вопросы, требующие вербального мышления, пространственного восприятия и числового анализа. Также в возрасте 82 лет они ответили на вопросы о своем прошлом музыкальном опыте, которые охватывали игру на музыкальных инструментах, пение, чтение нот и прослушивание музыки. 117 участников сообщили о том, что играли на музыкальных инструментах в детстве и юности. Среди инструментов упоминались фортепиано, гитара, скрипка и другие. В исследование вошли данные участников, которые с 70 до 82 лет не играли на музыкальных инструментах.
Исследователи изучали изменения в результатах теста на когнитивные способности участников, произошедшие за 60 лет, а также использовали опыт игры на музыкальных инструментах как латентную переменную. Связь между музыкальным опытом и изменениями в показателях когнитивного теста оценивали в трех моделях. В первой модели была проведена минимальная корректировка — только по возрасту участников на момент проведения когнитивного тестирования.
Анализ данных показал, что больший опыт игры на музыкальном инструменте был значимо связан с более положительными изменениями показателей теста в течение жизни (β = 0,200, 95-процентный доверительный интервал (ДИ) = [0,111, 0,289], p < 0,001). При этом участники, которые в 11 лет показали более высокий балл теста, в течение жизни (между 11 и 70 годами) имели менее положительные изменения при повторной оценке когнитивных способностей.
Для второй модели была проведена поправка на пол, годы образования, профессиональный класс, к которому относились участники во взрослом возрасте, и окружающую обстановку в детстве. Здесь также была выявлена положительная связь между музыкальным образованием и изменением показателей когнитивного теста, правда, по сравнению с первой моделью она уменьшилась, но все равно осталась статистически значимой (β = 0,139, 95-процентный ДИ = [0,062, 0,215], p < 0,001).
Наконец, в третьей модели поправка проводилась на хронические заболевания и деменцию. Из этой окончательной модели исключили двоих участников с возможной деменцией, итоговая выборка составила 364 участника. В полностью скорректированной модели также была выявлена статистически значимая связь между опытом игры на музыкальном инструменте и оценкой когнитивных способностей в течение жизни (β = 0,129, 95-процентный ДИ = [0,049, 0,208], р = 0,002).
Ученые также провели дополнительные анализы для изучения влияния музыкального опыта на когнитивные показатели. Результаты также показали статистически значимую связь между игрой на музыкальном инструменте и когнитивными способностями во времени. Таким образом, полученные данные являются одними из первых доказательств того, что игра на музыкальном инструменте связана небольшими, но явными когнитивными преимуществами на протяжении жизни. При этом ученые подчеркивают, что исследование не доказывает, что музыкальное образование повышает когнитивные способности, поскольку в него не были включены другие факторы, которые могли сыграть свою роль.
Ранее чилийские нейробиологи установили, что обучение игре на музыкальных инструментах улучшает внимание и память у детей. А психологи из Финляндии обнаружили, что пессимизм во взрослом возрасте связан с низкими показателями памяти.
Надежда Чекасина