Американские исследователи выяснили, что проблемное потребление новостей — то есть навязчивое желание постоянно проверять новости и вмешательство этого в повседневную жизнь — может негативно сказываться на психическом и физическом самочувствии. Исследование опубликовано в Health Communication.
В последнее время в информационном поле постоянно находятся сбивающие с толку или расстраивающие новости: например, лесные пожары, протесты, различные катастрофы и войны. Пандемия COVID-19 усугубило такое явление как думскроллинг — желания постоянно поглощать и погружаться в негативные новости. Некоторые ученые признают, что потребление новостей может стать проблемным. Также ученые выделяют проблемное медиаповедение, которое некоторые исследователи классифицируют как зависимость (например, от телевидения или смартфона), и полагают, что применительно к нему могут быть использованы критерии, применяемые для диагностики зависимости от психоактивных веществ.
Другие исследователи оспаривают применение этого подхода и даже уместность классификации проблемного медиаповедения как формы зависимости в целом. Они отмечают, что проблемное медиаповедение, в отличие от других форм зависимости, редко приводит к тяжелым жизненным последствиям или требует профессионального лечения, и поэтому предлагают рассматривать его как проблемы с саморегуляцией и вышедшую из-под контроля привычку. Однако и они отмечают что для небольшой доли людей такие привычки все же могут стать патологическими вплоть до зависимости.
Также известно влияние других видов проблемного медиаповедения на здоровье. Например, исследователи отмечают, что зависимость от телефона или видеоигр связана с повышенной тревожностью, стрессом и депрессией. Ученые отмечают, что если мысли человека продолжают занимать стрессовые события, это может вести к длительным негативным физиологическим и эмоциональным последствиям. Способность людей фиксироваться и постоянно размышлять о прошлом или беспокоиться о будущем также может приводить к хроническому стрессу и тревоге, а стрессовые переживания могут длиться бесконечно.
Американские исследователи под руководством Брайана Маклафлина (Bryan McLaughlin) из Техасского технологического института решили сосредоточиться именно на новостях и определить набор когнитивных признаков для их проблемного потребления, а также выяснить, как оно влияет на психическое и физическое самочувствие. Они разделили людей с проблемным поведением и «новостных наркоманов», которые потребляют чрезмерные объемы новостей, поскольку проблема состоит не в количестве, а в характере потребления новостей.
Ученые определили, что проблемное новостное потребление включает в себя пять критериев: нарративное перемещение (опыт полного погружения в историю и «вживания» в повествование), озабоченность (поглощенность мыслями о новостях, уже после процесса чтения), неправильное регулирование (потребление большего количества новостей, чтобы смягчить тревогу в краткосрочной перспективе), недостаточное регулирование (потеря контроля над потреблением новостей) и вмешательство (когда потребление новостей мешает уделять достаточное внимание другим аспектам жизни, например, работе или учебе).
Исследователи провели онлайн-опрос 1100 взрослых американцев, чей средний возраст составил 40,5 года. Участники были набраны в августе 2021 года с помощью платформы Dynata, которая использует квотный отбор для формирования выборок. Критерии проблемного потребления измеряли с помощью 17 пунктов по семибалльной шкале, которая была адаптирована, исходя из показателей для нарративного перемещения, компульсии, навязчивого мышления и других. Также для определения психического плохого самочувствия использовали четырехбалльную шкалу для оценки ощущения стресса и беспокойства.
Затем элементы объединили для создания комплексного показателя психического неблагополучия (M = 1,95, SD = 0,93, α = 0,96). Для измерения физического недомогания участников просили оценить усталость, физическую боль, концентрацию внимания и расстройства ЖКТ. Это впоследствии также использовалось для создания составного показателя физического плохого самочувствия (M = 1,92, SD = 0,85, α = 0,96). В качестве ковариат были использованы возраст, пол, раса, образование, доход, «большая пятерка» личностных качеств и оценка времени, которое участники тратили на потребление различных источников новостей (M = 2,39, SD = 1,56, α = 0,97).
Исследователи в ходе анализа критериев разделили участников на четыре латентных класса:
Для представителей всех классов был проведен многомерный ковариационный анализ (MANCOVA) для изучения различий в физическом и психическом самочувствии. Результаты показали общую значительную разницу в уровне плохого самочувствия среди проблемных классов потребления новостей (Λ = 0,80 по Уилку, F(6, 2012) = 5,39, p < 0,001, partial η2 = 0,11). Также различия в самочувствии среди классов были дополнительно изучены с помощью попарных сравнений.
Участники из сильно проблемного класса сообщали о значительно более выраженном психическом неблагополучии (EMM = 2,69, SE = 0,05), чем представители минимально проблемного (EMM = 1,99, SE = 0,03, p < 0,001) и непроблемного (EMM = 1,67, SE = 0,03, p < 0,001) классов. Также о психическом плохом самочувствии говорили и представители умеренно проблемного класса. При этом существенной разницы между минимально проблемным и непроблемным классами выявлено не было ( p = 0,978).
Плохое физическое самочувствие было больше отмечено среди класса сильно проблемных (EMM = 2,43, SE = 0,06) по сравнению с умеренно (EMM = 1,90, SE = 0,04, p < 0,001) и минимально проблемным (EMM = 1,74, SE = 0,03, p < 0,001), а также беспроблемным классами (EMM = 1,76, SE = 0,04, p < 0,001). Более того, участники из умеренно проблемного класса говорили о худшем физическом состоянии, по сравнению с теми, кто вошел в минимально проблемный класс (p < 0,001). Таким образом, люди с более высоким уровнем проблемного потребления новостей намного чаще испытывают проблемы с психическим и физическим самочувствием, чем те, у кого этот уровень ниже.
Ранее ученые выяснили, что пользователи Twitter не читают более половины ретвитнутых новостей: по шести из девяти ссылок, которыми поделились юзеры, никто не кликнул. Также исследователи отметили, что пользователи соцсетей интуитивно склонны перепоручать фактчекинг друзьям. Ощущение присутствия других людей способно сильно влиять на наше критическое восприятие информации.
Надежда Чекасина