Группа исследователей из Бразилии, Испании и Нидерландов пришла к выводу, что участники церемоний с употреблением индейского ритуального психоактивного отвара аяуаски отличаются более высокими показателями общего благополучия, физической активности, здорового питания и меньшей частотой хронических заболеваний, чем остальные люди с сопоставимыми демографическими показателями. Отчет о работе опубликован в Journal of Psychoactive Drugs.
Аяуаска (также аяхуаска, айваска, айяваска) — моногокомпонентный растительный отвар, с древности применяемый индейцами Амазонии в религиозных обрядах для достижения мистических экстатических переживаний. Состав напитка варьирует в разных сообществах, но обязательными ингредиентами служат мощный психоделический галлюциноген N,N-диметилтриптамин (ДМТ) из психотрии зеленой (Psychotria viridis), чалипонги (Diplopterys cabrerana) или, реже, других растений, а также ингибитор фермента моноаминоксидазы (МАО) типа А, предотвращающий инактивацию ДМТ в желудочно-кишечном тракте, — традиционно его роль выполняют β-карболиновые алкалоиды из лозы духов (Banisteriopsis caapi), сейчас иногда используют могильник обыкновенный (Peganum harmala). Зачастую к ним добавляют Justicia pectoralis, Brugmansia spp., Datura spp., Nicotiana rustica и другие растения. Сочетание синтетических ДМТ и ингибитора МАО-А (например, моклобемида) для перорального приема называют «фармауаской».
Поскольку ДМТ относится к контролируемым веществам, изготовление и употребление аяуаски запрещено практически во всем мире. В некоторых странах делают исключение для ритуальных церемоний аборигенных народов и приверженцев некоторых современных энтеогенных духовных практик, в частности зародившихся в Бразилии церкви Santo Daime и центра União do Vegetal, которые приобрели международную популярность. При этом влияние отвара на здоровье до сих пор крайне мало изучено.
Чтобы разобраться в этом вопросе, исследователи из Испании, Нидерландов и Бразилии под руководством научного директора Международного центра этноботанических образовательных программ, исследований и служб (ICEERS) Хосе Карлоса Боусо (Jose Carlos Bouso) провели опрос среди 377 постоянных (более полугода) участников нидерландских церемоний с употреблением аяуаски. 50,1 процента из них составили женщины; 84,6 процента — голландцы; средний возраст — 48,8 года (от 22 до 80 лет). 57,8 процента посещали подобные мероприятия более пяти лет, 30 процентов — более 100 раз.
Авторов работы интересовали данные, имеющие отношение к общему здоровью (индекс массы тела, хронические заболевания и обращения за медпомощью, прием лекарств, употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ) и образу жизни (диета, физическая активность, социальные связи). Также участников просили заполнить утвержденные психометрические опросники ELS (Engaged Living Scale, шкала жизненной вовлеченности) и COPE-easy (нидерландская адаптация Coping Orientation to Problems Experienced Inventory, опросника совладания со стрессом). Полученную информацию сравнивали со статистическими данными по демографически сопоставимым слоям населения.
Обработав данные, исследователи пришли к выводу, что потребители аяуаски реже, чем в среднем по населению, страдают хроническими заболеваниями, менее одиноки, здоровее питаются (употребляют больше овощей, фруктов и бобовых, меньше мяса и злаков) и более физически активны (74 процента участников соответствовали национальным рекомендациям по этому вопросу). Кроме того, во время пандемии ковида они употребляли меньше алкоголя, но больше других психоактивных веществ, при этом уровень сопряженного с последними вреда не отличался в основной и контрольной выборках.
Также выяснилось, что участвовавшие более чем в 100 церемониях с употреблением аяуаски в сложных ситуациях чаще предпочитают активное решение проблем, в то время как посетившие от 3 до 10 подобных мероприятий склонны прибегать к стратегиям избегания.
Исследование имеет несколько ограничений. Одно из них связано с тем, что люди более склонны участвовать в подобных опросах после позитивного опыта употребления аяуаски, то есть имевшие негативный опыт могут быть недостаточно представлены. Кроме того, полученные данные носят обсервационный характер и не указывают на причинно-следственную связь приема энтеогенного отвара с более крепким физическим и психическим здоровьем.
По мнению авторов работы, наиболее уместная интерпретация результатов состоит в том, что люди, регулярно посещающие церемонии с употреблением аяуаски, чаще используют и другие практики, стратегии самопомощи и борьбы со стрессом, которые в совокупности и повышают общий уровень здоровья.
Полученные данные в целом соответствуют результатам схожей работы, проведенной той же научной группой в Испании.
Ранее двойное слепое рандомизированное испытание показало, что аяуаска способна улучшать настроение пациентов с депрессией, причем эффект наблюдается в течение как минимум недели после приема и более выражен, чем при использовании по аналогичным показаниям диссоциативного галлюциногена кетамина.
Олег Лищук