Психологи из Финляндии обнаружили, что оптимизм в отношении своего будущего в молодом возрасте связан с высокими показателями абстрактного мышления, а пессимистичные взгляды на будущее в более старшем возрасте — с низкими показателями памяти. Авторы статьи, опубликованной в журнале Personality and Individual Differences, собрали данные людей 26 лет и 46 лет, чтобы сравнить взаимосвязь оптимистичных и пессимистичных ожиданий от жизни с когнитивными способностями.
Диспозиционный оптимизм и пессимизм отражают позитивные или негативные ожидания человека относительно своего будущего. Исследования часто связывают более высокий уровень оптимизма с положительными характеристиками — большей продолжительностью жизни и хорошим качеством сна. А вот пессимизм чаще соотносится с негативными сторонами жизни, такими как алкогольная зависимость и отрицательные черты характера.
На развитие и поддержание высокого уровня когнитивных функций влияют различные факторы жизни, включая питание, психоэмоциональное состояние и окружающую среду. В частности, исследования говорят о существовании взаимосвязи оптимизма с различными видами мышления и рабочей памятью, однако то, как пессимизм и оптимизм связаны с когнитивными способностями в разных возрастных периодах, еще не до конца понятно.
Финские психологи под руководством Ютты Карху (Jutta Karhu) из Университета Оулу провели исследование, чтобы изучить связь оптимизма и пессимизма с когнитивными способностями. Для этого они пригласили две группы участников национального лонгитюдного исследования заполнить опросники и выполнить задания, связанные с когнитивными способностями. В первую группу вошли 383 человек от 25 до 27 лет, а во вторую 5042 человек 46 лет.
Все участники заполнили Опросник диспозиционного оптимизма, в котором им предлагалось оценить утверждения относительно их взглядов на будущее, а задания на когнитивные способности для групп были разными. Молодые люди проходили задания на абстрактное мышление и вербальные способности из теста Векслера, а также тест Струпа и дополнительные тесты на беглость речи, моторные способности, торможение ответа и память. Участники из старшей группы выполняли только тест на память.
Результаты корреляционного анализа в обеих группах показали связь более высокого уровня диспозиционного оптимизма с более высоким уровнем образования и низким уровнем депрессии. Пессимизм же коррелировал с обратными показателями.
Связь этих конструктов с когнитивными способностей различались между группами. Для молодых людей более высокие баллы пессимизма соответствовали низкому баллу по задачам на абстрактное мышление, моторные способности и словарный запас. Высокий оптимизм же в этой группе коррелировал только с показателями абстрактного мышления. У старшей группы диспозиционный оптимизм был связан с более высоким уровнем образования матери и высоким баллом в задании на память, а пессимизм обратно коррелировал с обоими параметрами. Множественная регрессия подтвердила взаимосвязь пессимизма с низкими показателями абстрактного мышления у молодых людей (p = 0,001) и низкими показателями памяти у старшей группы участников (p = 0,034) в финальной модели.
Таким образом, авторы выявили, что молодые оптимисты обладают более высокими показателями абстрактного мышления как способности рассуждать, выявлять закономерности и решать абстрактные задачи, а пессимисты в старшем возрасте — более низкими показателями памяти.
Так как когнитивные способности играют значительную роль в жизни взрослого человека, ученые ищут факторы, способствующие их здоровому развитию еще в детском возрасте. Так, американские исследователи обнаружили связь между продолжительностью грудного вскармливания и общими способностями, при этом авторы отметили отсутствие такой связи с исполнительными функциями и памятью. А вот группа чилийских ученых показала, что занятия музыкой улучшают у детей память.
Анастасия Ляшенко