NASA объявило, что отдаст разработку новых скафандров для американских космонавтов двум частным компаниям: Axiom Space и Collins Aerospace. Скафандры будут использоваться на МКС и во время высадки на поверхность Луны. Контракт, который рассчитан до 2034 года, позволит этим компаниям заработать суммарно до 3,5 миллиарда долларов, сообщает агентство.
На сегодняшний день NASA использует для выходов в открытый космос с МКС скафандры, которые были разработаны еще в конец 90-х годов, причем они по сути являются доработанной версией скафандра, который впервые начали применять еще в 1983 году. NASA начала разработку скафандров нового поколения еще в 2007 году и с тех пор потратила на это более 400 миллионов долларов, однако они так и не готовы к использованию. При этом уже в 2025 году агентство собирается высадить своих астронавтов на Луну.
В связи с этим NASA решило отдать разработку и сопровождение скафандров нового поколения частным компаниям, по аналогии с другими проектами, такими как доставка астронавтов на МКС и поверхность Луны, которыми тоже занимаются компании, а не само агентство. Контракт получили Collins Aerospace, которая участвовала в разработке текущего скафандра NASA, и Axiom Space, которая занимается отправкой туристов на МКС и планирует создать на станции свой сегмент. Компании смогут использовать наработки NASA, а также будут владеть скафандрами и смогут использовать их или созданные технологии для коммерческих миссий.
Контракт рассчитан до 2034 года и не имеет определенной суммы — вместо этого NASA будет платить за конкретные этапы разработки и за последующие миссии, а итоговая стоимость затрат ограничена 3,5 миллиарда долларов. Первыми задачами по контракту, помимо разработки, будет демонстрация работы скафандров во время выходов в открытый космос с МКС и во время высадки на Луну в рамках миссии «Артемида-3», которая назначена уже на 2025 год.
В основном NASA предоставит компаниям свободу в разработке, но у агентства есть требования по размеру: скафандры должны подходить людям разных размеров, с 5-го процентиля для женщин до 95-го для мужчин (то есть он должен подходить женщинам начиная с пяти процентов самых низких и 95 процентам самых высоких мужчин).
Всего в конкурсе на контакт участвовало более 40 компаний, в том числе SpaceX, которая разработала свои скафандры для экипажа космического корабля Crew Dragon. В конце этого года компания впервые продемонстрирует его работу в открытом космосе: в рамках миссии Polaris она откроет люк корабля и выпустит одного из космических туристов за его пределы, в то время как остальные будут находиться внутри, но в безвоздушном пространстве.
Григорий Копиев