Первый внеземной дрон «Индженьюити» вышел на связь с Землей после недавнего сбоя в работе системы управления, который возник из-за недостатка заряда аккумуляторов в ночное время на Марсе. Чтобы в дальнейшем такие сбои не повторялись, инженеры приняли решение временно отключать обогреватели дрона ночью, сообщается на сайте NASA.
«Индженьюити» совершил первый полет в середине апреля прошлого года и стал первым беспилотным летательным аппаратом, работающим в атмосфере Марса. Дрон разрабатывался для выполнения пяти экспериментальных полетов в течение одного месяца, однако с тех пор совершил 28 полетов, пролетев более 6,9 километров. Кроме того, вертолет продемонстрировал высокую живучесть в суровых условиях Марса, пережив ряд сбоев.
3 мая 2022 года дрон впервые за все время пропустил запланированный сеанс связи с марсоходом «Персеверанс», который играет роль базовой станции, позволяющей вести обмен данными и командами с Землей. Утром 5 мая связь удалось восстановить, а заодно и выяснить природу сбоя, который не нанес аппарату существенного вреда.
Инженеры пришли к выводу, что основной причиной сбоя стал режим пониженного энергопотребления, связанный с запыленностью солнечной батареи и наступлением марсианской зимы. Дрону стало все труднее перезаряжать свои шесть литий-ионных аккумуляторов, и в одну из ночей заряд аккумуляторной батареи упал ниже предела, что привело к тому, что программируемая пользователем вентильная матрица (FPGA) дрона отключилась. Это привело к сбросу бортовых часов и отключению обогревателей. Когда на следующее утро солнечная батарея вертолета вновь начала заряжать батареи, бортовые часы перестали синхронизироваться с часами «Персеверанса» и дрон пропустил сеанс связи, выйдя на связь уже тогда, когда марсоход не находился в режиме приема сигнала.
После сбоя специалисты отправили дрону ряд команд, которые должны устранить подобные ситуации в будущем. Теперь вертолет будет включать обогреватели при температуре -40 градусов по Цельсию (ранее было -15 градусов по Цельсию), а затем их отключать, чтобы сэкономить заряд аккумуляторов ночью. При этом электроника подвергнется воздействию низких температур, однако иного выхода инженеры не видят.
О том, стали ли полеты Ingenuity началом новой эры в авиации, можно прочесть в материале «Марсианский винт».
Александр Войтюк