Американские врачи с помощью вирусного вектора восполнили дефицит фермента гексозоаминидазы A у детей с болезнью Тея — Сакса. Течение заболевания у пациенток стабилизировалось, хотя и остались значительные неврологические нарушения. Кроме этого, у девочек при стандартной противосудорожной терапии исчезли эпилептические припадки — обычно при этом заболевании они не купируются лекарствами. Об успехах лечения медики рассказали в Nature Medicine.
Болезнь Тея — Сакса — наследственное заболевание, возникающее из-за мутаций в генах HEXA и HEXB, которые кодируют субъединицы фермента гексозоаминидазы A. Этот фермент утилизирует ганглиозиды в ЦНС, поэтому при его отсутствии ганглиозиды накапливаются в нейронах, разрушая их. У больных детей происходит снижение слуха и зрения, замедляется общее развитие и периодически возникают припадки.
До настоящего времени специализированного лечения этого заболевания не было. Медики из Массачусетского университета во главе с Мигелем Сена-Эстевесом (Miguel Sena-Esteves) проводили доклинические испытания генетической терапии болезни Тeя — Сакса. Терапия заключается в доставке генов, кодирующих субъединицы фермента, в мозг больных с помощью вирусного вектора. В испытаниях на мышах, овцах и кошках методика позволила существенно замедлить прогресс заболевания, поэтому ученые получили необходимые одобрения для того, чтобы провести исследования на людях.
Первыми пациентами, получившими экспериментальное лечение, стали двое детей: девочка в возрасте 2,5 лет (пациент 1) и семимесячная девочка (пациент 2). Второй пациентке вектор ввели в субарахноидальное пространство и в таламус, а первой только в субарахноидальное пространство, так как таламус был сильно поражен. Лечение хорошо переносилось и не вызвало побочных эффектов.
Содержание гексозоаминидазы A в спинномозговой жидкости у детей увеличилось с 0,3 наномоль на миллилитр до 0,5-0,6 наномоль на миллилитр. После лечения состояние девочек стабилизировалось, хотя у них сохранились неврологические нарушения. У первой пациентки исчезли припадки (она продолжает принимать тот же противосудорожный препарат, что и до начала лечения). У младшей девочки припадки возникли уже после введения вектора, она также стала принимать противосудорожный препарат, который их полностью купирует. Учитывая, что обычно эпилептические припадки у детей с болезнью Тея — Сакса не поддаются лечению, и они умирают в возрасте до 4 лет, а первая пациентка находится в стабильном состоянии в 4,5 года (через два года после лечения), можно говорить об успехе терапии.
В последующих клинических испытаниях медики рассматривают возможность увеличить дозу вирусного вектора. Они считают, что риск осложнений оправдан, так как болезнь смертельна.
Ранее мы рассказывали, как медики с помощью лентивирусной генной терапии запустили синтез аденозиндезаминазы у детей с недостаточностью этого фермента в стволовых клетках крови и вылечили вызванный этим дефектом врожденный иммунодефицит.
Анастасия Кузнецова-Фантони