Американские эпидемиологи посчитали, что порядка 76 процентов системных побочных реакций после первой дозы коронавирусных вакцин и 52 процента системных реакций после второй дозы можно объяснить эффектом ноцебо — самовнушением и ожиданием негативных последствий. Чтобы выяснить это, исследователи выполнили метаанализ 12 работ, включавших в общей сложности 45 380 участников. Результаты метаанализа опубликовали в JAMA Network Open.
Под плацебо понимают вещество без реальных лечебных свойств, которое применяют в клинических исследованиях для того, чтобы оценить действие настоящего препарата. Эффект от плацебо может наступить только в том случае, если человек верит в эффективность и внушает себе, что пустышка действует.
Ноцебо — это антитеза плацебо, также вещество без реальных фармакологических свойств, но оно, в отличие от плацебо, вызывает негативную реакцию у пациента, потому что люди ждут негативного эффекта от лекарства. Эффект ноцебо можно часто заметить в клинических испытаниях, когда пациенты сообщают о побочных эффектах после приема препарата-пустышки.
Не стали исключением и клинические испытания вакцин от коронавируса. Разобраться, насколько часто встречается эффект ноцебо среди их участников, решили американские исследователи во главе с Тэдом Капчуком (Ted J. Kaptchuk) из Гарвардской медицинской школы. Они выполнили метаанализ 12 работ, в которых суммарно участвовало 45380 человек. Во всех работах исследовали эффективность коронавирусных вакцин на двух группах участников: одна получала реальный препарат, а другая — пустышку.
После первой дозы в группе, получившей плацебо, 35 процентов участников сообщило о возникновении системных побочных реакций (в 19 процентах случаев это была головная боль, в 17 процентах усталость). Среди людей, получивших вакцину, таких участников было больше — порядка 46 процентов. После второй дозы о побочных эффектах сообщили 32 процента людей из группы пустышки и 61 процент из группы препарата. Разница в количестве побочных эффектов между экспериментальной и контрольной группами была статистически значимой, но ученые рассчитали, что эффект ноцебо отвечает за 76 процентов системных побочных реакций после первой дозы и за 52 процента — после второй дозы.
Несмотря на то, что информация о побочных эффектах вакцин может вызвать страх перед ними и повышенное внимание к своему самочувствию после введения дозы препарата, руководитель исследования Тэд Капчук призывает не умалчивать информацию о возможных реакциях, а объяснять еще больше, чем это делают сейчас, чтобы успокоить людей и разрешить их сомнения.
На сегодня вакцинацию от ковида проводят уже среди детей. Так в России разрешили вакцинировать школьников от 12 лет, а в США начали прививать детей с 5 лет.
Анастасия Кузнецова-Фантони