Палеоантропологи исследовали семь зубов человека лусонского и сравнили их с доступными данными по ископаемым и современным людям. Оказалось, что коронка и внутреннее устройство этих зубов больше всего похожи на индонезийских гоминин раннего и среднего плейстоцена. По мнению исследователей, это свидетельствует о том, что карликовые люди с острова Лусон произошли от Homo erectus. Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Evolution.
В 2003 году в пещере Лианг-Буа, расположенной на индонезийском острове Флорес, археологи обнаружили ранее неизвестный карликовый вид ископаемых людей, получивший название человек флоресский (H. floresiensis), этот вид широко известен под прозвищем «хоббиты». Останки этого вида относятся к 100–60 тысячам лет назад (каменные орудия — к 190–50 тысячам лет назад). После этой находки ученые предположили, что на многочисленных островах Юго-Восточной Азии независимо могли возникать и другие карликовые популяции людей. В 2019 году эта гипотеза подтвердилась — на филиппинском острове Лусон археологи обнаружили останки как минимум трех древних людей неизвестного вида, который получил название H. luzonensis.
Раскопки в пещере, где еще в 2007 году нашли плюсневую кость, принадлежность которой тогда установить не удалось, позволили ученым получить по две фаланги пальцев конечностей, часть бедренной кости, а также семь зубов. Радиоизотопное датирование показало, что эти люди жили около 67–50 тысяч лет назад. Внимание ученых привлек тот факт, что H. luzonensis сочетали в себе как архаичные, так и прогрессивные черты, например, у них были маленькие зубы (поэтому считается, что они были небольшого роста) и примитивные фаланги пальцев, похожие на австралопитековые. Происхождение этого вида вызывает дискуссию, так как ДНК из останков выделить не удалось. Возможно, это потомки яванских людей прямоходящих (H. erectus) или более ранних мигрантов из Африки (H. habilis, H. rudolfensis). Кроме того, они могли быть связаны с денисовцами, которые, по всей видимости, населяли Юго-Восточную Азию в эпоху плейстоцена и скрещивались с предками современных людей.
Клемент Дзанолли (Clement Zanolli) совместно с коллегами из Университета Бордо исследовал с помощью микротомографии зубы H. luzonensis, чтобы пролить свет на происхождение людей этого вида. Они провели морфологические измерения этих останков, исследовали их внутреннюю структуру и сравнили полученные результаты с доступными данными по людям современного анатомического типа (H. sapiens) и другим ископаемым видам, в частности, по человеку умелому (H. habilis), человеку прямоходящему, человеку флоресскому и неандертальцам (H. neanderthalensis).
Ученые отметили, что структура зубов содержит ценную информацию для выстраивания эволюционных связей между лусонскими людьми и другими плейстоценовыми Homo, так как ДНК в останках первых не сохранилась, равно как и нет находок черепов. Результаты исследования показали, что коронки зубов H. luzonensis (как и H. floresiensis) больше похожи на останки индонезийских гоминин раннего и среднего плейстоцена (H. erectus), нежели на более древних H. habilis, которые сохраняли еще некоторые черты австралопитеков.
Палеоантропологи обратили внимание на то, что два из трех премоляров H. luzonensis оказались трехкорневыми и напоминали по своей морфологии останки H. erectus из Китая и ранних африканских Homo из Африки, относящихся к плиоцену и плейстоцену. Сравнение с зубами денисовцев показало, что их морфология и размеры разительно отличаются. Ученые предположили, что эти два вида, видимо, не были связаны напрямую.
Исследователи пришли к выводу, что H. luzonensis (как и H. floresiensis) произошли от эндемичных популяций H. erectus, населявших Юго-Восточную Азию, которые расселились по различным островам региона и долго находились в условиях изоляции. Они посчитали обоснованным выделение H. luzonensis в отдельный вид, так как обнаруженные зубы заметно отличаются от ранних африканских Homo, людей прямоходящих, человека флоресского, неандертальцев и современных людей.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древних людей, живших в Юго-Восточной Азии. Так, недавно на Сулавеси впервые обнаружили останки H. sapiens эпохи плейстоцена. А исследование ДНК молодой женщины с этого острова, жившей более семи тысяч лет назад, показало, что она принадлежала к ранее неописанной популяции охотников-собирателей.
Михаил Подрезов