Тайваньские ученые и добровольцы пытаются остановить нашествие инвазивных жаб-ага. До сих пор остров был свободен от этих опасных захватчиков, однако несколько недель назад их заметили в окрестностях города Чжаодунь. На месте сразу же развернули операцию по отлову жаб, сообщает phys.org со ссылкой на Agence France-Presse. Пока удалось поймать около двухсот из них — и специалисты надеются, что подавляющее большинство взрослых особей изымут из природы до начала следующего брачного сезона.
Жабы-ага (Rhinella marina) относятся к числу самых опасных инвазивных видов в мире. Родина этих крупных ядовитых амфибий — Центральная и Южная Америка. Однако в 1930 годах люди завезли их в Австралию. Предполагалось, что жабы помогут бороться с вредителями сахарного тростника, но вскоре они сами превратились в серьезную экологическую проблему. Инвазивные амфибии распространились по всему северу и востоку Австралии и начали поедать местную фауну. Что еще хуже, многие австралийские хищники не понимают, что жабы-ага ядовиты, пытаются их съесть и погибают. В результате популяции некоторых видов варанов, змей и сумчатых куниц серьезно сократились.
Австралия — не единственное место, куда жабы-ага попали благодаря человеку. Их также завезли во Флориду и на целый ряд карибских и тихоокеанских островов. Например, на Филиппины они, как и в Австралию, попали в 1930 годах. Соседний Тайвань, впрочем, до сих пор был свободен от жаб-ага.
К сожалению, несколько недель назад выяснилось, что инвазивные амфибии все-таки попали на Тайвань. Жительница местного города Чжаодунь, расположенного у подножья Центрального горного хребта, сфотографировала в огороде несколько крупных жаб и опубликовала их снимки в интернете. Герпетологи, обратившие на них внимание, узнали в амфибиях жаб-ага.
Чтобы оценить ситуацию, в Чжаодунь отправились специалисты по охране природы и добровольцы из Тайваньского общества сохранения амфибий. Их ждало неприятное открытие: на огороде, где впервые сфотографировали жаб-ага, они нашли сразу 27 взрослых представителей этого вида. Более того, местные фермеры сообщили специалистам, что уже давно начали замечать крупных жаб, но не придали этому значения. Жители Тайваня обычно рады жабам, поскольку те уничтожают вредителей и считаются символом удачи, процветания и долголетия. Лишь немногие знают об угрозе, которую представляют инвазивные виды амфибий.
На Тайване у жаб-ага нет естественных врагов. Таким образом, если дать им расплодиться, они расселятся по всему острову — с катастрофическими последствиями для местной фауны. В попытке остановить дальнейшее распространение жаб специалисты разделили город на квадраты размером двести на двести метров и тщательно осмотрели каждый из них. Амфибий искали и отлавливали по ночам на огородах и рисовых полях. Участники операции пользовались фонарями, а также перчатками, которые предотвращают контакт с ядовитыми железами на жабьей коже. В дальнейшем поисковую зону расширили до четырех километров вокруг города.
Как именно жабы попали на Тайвань, пока не ясно. До недавнего времени этих амфибий можно было привозить сюда из-за рубежа, чтобы продавать в зоомагазинах и держать как домашних питомцев. Поскольку тайваньцы считают, будто жабы приносят удачу, неудивительно, что на них был определенный спрос. Возможно, после введенного в 2016 году запрета на импорт этих амфибий люди начали разводить их на продажу на самом острове — и некоторые особи сбежали от заводчиков или хозяев и обосновались в городе Чжаодунь.
За несколько недель работ специалистам удалось поймать более 200 жаб разных размеров. Они надеются переловить всех взрослых особей в окрестностях Чжаодуня, чтобы во время сезона размножения будущей весной те не оставили потомства. Поскольку о новых встречах с жабами-ага на острове не сообщалось, герпетологи с осторожным оптимизмом замечают, что вторжение инвазивных амфибий, возможно, удастся остановить. Однако оценить успех операции можно будет лишь после следующего брачного сезона.
Зоологи выяснили, что головастики жаб-ага из инвазивной австралийской популяции в два с половиной раза чаще едят более мелких головастиков своего же вида, чем их сородичи из Южной Америки. Они не просто нападают на представителей собственного вида при удачной возможности, а целенаправленно охотятся на них. Вероятно, такое поведение связано с высокой плотностью инвазивной популяции, которая привела к сильной конкуренции за ресурсы.
Сергей Коленов