Европейский авиастроительный концерн Airbus испытал пассажирский лайнер A350 полетом на 100-процентном биотопливе. Им были заправлены топливные баки, подающие горючее к обоим его двигателям Trent XWB. Предварительные наблюдения говорят, что от чистого биотоплива выбросы твердых частиц меньше, чем от обычного керосина. Эти частицы формируют конденсационный след самолета, который может влиять на климат.
Международная организация гражданской авиации рекомендует авиакомпаниям поддерживать выбросы углекислого газа не выше уровня 2020 года, а к 2050 году сократить объемы выбросов вредных веществ на 50 процентов по сравнению с уровнем 2005 года.
Некоторые разработчики считают, что снизить объемы выбросов углекислого газа — одного из основных факторов глобального изменения климата — поможет переход на биотопливо. К тому же, это не потребует существенных вложений в разработку новых топливных систем, двигателей или летательных аппаратов.
Этой весной Airbus, Германский аэрокосмический центр (DLR), британская компания Rolls-Royce и финская топливная компания запустили проект по изучению влияния биотоплива на топливные системы и двигатели пассажирских самолетов. Они решили провести серию наземных и летных испытаний пассажирского лайнера A350-900 на 100-процентном биотопливе, произведенным из гидроочищенных спиртов и жирных кислот.
Airbus 29 ноября сообщил, что провел серию испытаний A350 полетами на 100-процентном биотопливе и, для сравнения, на обычном авиакеросине. Во время полетов лайнер на расстоянии ста метров сопровождал другой самолет — Falcon 20E. Он измерял уровень выбросов.
Предварительные результаты наблюдений показали, что биотопливо оставляет значительно меньший углеродный след по сравнению с обычным авиатопливом. К тому же, от него образуется меньше выбросов твердых частиц, чем от керосина, во всех условиях работы двигателей. Эти частицы — одна из причин появления конденсационных следов, которые периодически преобразуются в долгоживущие облака, не формирующиеся в естественных условиях. Считается, что такие облака наряду с выбросами углекислого газа провоцируют глобальное потепление.
У биотоплива меньше плотность, но больше энергоемкость на килограмм по сравнению с авиакеросином.
Сейчас исследователи возобновили летные испытания лайнера на 100-процентном биотопливе и его смеси с авиационным. Они планируют опубликовать результаты своей работы в научных журналах в 2022-2023 годах.
Ранее исследование экологичности авиационного биотоплива проводило NASA совместно со специалистами из Германии и Канады. Оно пришло к выводу, что его использование на самолетах позволяет сократить объемы вредных выбросов на 50-70 процентов.
Василиса Чернявцева