Российский археолог обнаружил, что в крымских предгорных могильниках в IV веке нашей эры резко изменился погребальный обряд. Это сопровождалось распространением склепов с короткими дромосами, а также сменой погребального инвентаря. Ученый связал это с влиянием черняховской культуры, а также миграцией в Крым населения Северного Кавказа. Результаты исследования представлены в журнале Проблемы истории, филологии и культуры.
В предгорной зоне Крыма несколько лет назад была открыта и частично исследована группа могильников II–IV века нашей эры, которые, по всей видимости, относятся к одной археологической культуре. Археологи лучше всего обследовали некрополь Нейзац, по названию которого и предложили выделить новую культуру позднеримского времени.
Эти памятники состоят из земляных склепов, подбойных и грунтовых могил, в редких случаях — плитовых могил. Все склепы состояли из входной ямы, короткого дромоса и погребальной камеры. Иногда захоронения проводились в подбое, устроенном в длинной стене входной ямы. Все могильники располагались на склонах небольших холмов или гор. Умерших обычно укладывали на спине с вытянутыми конечностями. Обычно в склепе покоилось по 4–8 человек, кроме того, несколько погребенных могли находиться в грунтовых и подбойных могилах.
Игорь Храпунов (Igor Khrapunov) из Крымского федерального университета исследовал памятники Крымских предгорий позднеримского времени, которые относят к нейзацкой археологической культуре II–IV веков нашей эры. Археолог обнаружил, что за короткий период в культуре местного населения произошло два резких изменения. Так, в конце II — начале III века нашей эры появились склепы с короткими дромосами, а в начале IV века изменения уже носили комплексный характер.
Ученый обнаружил, что в IV веке подавляющее большинство захоронений проводилось в склепах, рядом с которыми иногда выкапывались грунтовые или подбойные могилы. В это время в качестве заупокойной пищи стали использоваться куриные яйца. Резко увеличилось количество керамики — если в могилах III века оставляли от одного до трех краснолаковых сосудов, то в склепах IV века их количество порой достигало 50, причем большая часть из них представляет собой лепную керамику.
В ряде погребений в IV веке появились стеклянные сосуды с прочерченным геометрическим орнаментом, а также прошлифованными и напаянными овалами. Такая посуда почти неизвестна в античных городах, но была распространена среди германцев. Кроме того, в могилах иногда присутствуют редкие гончарные сероглиняные сосуды, которые обычно относят к черняховской культуре. В этот же период в погребениях кратно увеличивается количество оружия — мечей с вырезами у пяты клинка, которые обычно клали на плечи или головы умерших.
В женских погребениях в это время в качестве погребального инвентаря почти перестали использоваться зеркала, а также шкатулки с разными мелочами. Редкими становятся колокольчики, которые часто присутствуют в более ранних женских и детских могилах. Исчезла также расшивка подолов платьев большим количеством бус, зато в небольших количествах появились костяные гребни. Мужской костюм дополнился бронзовыми и серебряными фибулами, сделанными по черняховским образцам. Кроме того, среди детей из знатных семей распространились янтарные подвески.
Археолог считает, что часть этих нововведений пришла в Крым из ареала черняховской культуры, например, стеклянные сосуды, костяные гребни и янтарные подвески. Склепы с короткими дромосами появились в Крыму, по всей видимости, в результате миграции с Северного Кавказа. На это же указывают обнаруженные мечи и некоторые керамические сосуды.
Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических раскопках в Крыму. Так, исследователи обнаружили кенотаф с клинковым оружием эпохи великого переселения народов, а также нашли у крымского степняка крупнейшую для бронзового века прижизненную трепанацию черепа.
Михаил Подрезов