Палеогенетики исследовали 18 древних геномов жителей Синьцзяна (около 3000–1700 годов до нашей эры) и выяснили происхождение таримских мумий. Оказалось, что население Таримского бассейна произошло от древних северных евразийцев, а родственные ему популяции Джунгарской впадины получили большой вклад от афанасьевцев. Генетически родственные таримцам популяции проживали в эпоху верхнего палеолита на Афонтовой горе, а в эпоху бронзы — в окрестностях Байкала. Результаты исследования представлены в журнале Nature.
Шведские археологи обнаружили в 1934 году в Синьцзяне хорошо сохранившихся древних мумий европеоидного облика, которые по названию засушливой впадины получили название таримские. Вплоть до конца XX века могильники, связанные с этой популяцией, практически не изучались. Раскопки 1990–2000-х годов позволили обнаружить многочисленные останки людей, живших около 2100–200 годов до нашей эры, мумификация тел которых произошла естественным образом. Только в могильнике Сяохэ археологам удалось найти 350 погребений, 190 из которых были разграблены или разрушены.
Таримское население занималось производящим хозяйством, разводя крупный и мелкий рогатый скот и возделывая некоторые культуры, например, пшеницу или ячмень, несмотря на весьма ограниченные для этого территории. Сохранность органических материалов позволила выяснить, что таримцы умели изготавливать крашеные шерстяные ткани, делали сыры и использовали их, в том числе, в погребальном обряде, который отличался достаточной оригинальностью. Так, умерших, как правило, хоронили в гробах в виде деревянных лодок, а погребальный инвентарь нередко включал одурманивающие вещества и деревянные фаллосы.
Существует две основных гипотезы, откуда около 4000 лет назад пришло таримское население в Синьцзян. Основное предположение состояло в том, что это потомки скотоводческих племен евразийских степей, относящихся к афанасьевской или более поздней андроновской культуре. По другой версии, это были мигранты из Средней Азии, связанные с Бактрийско-Маргианским археологическим комплексом. Первые исследования древней митохондриальной ДНК существенной ясности не внесли, а в 2019 году ученые из Франции и России пришли к выводу, что афанасьевцы не связаны с таримской популяцией.
Фань Чжан (Fan Zhang) из Цзилиньского университета совместно с учеными из Германии, Китая, США и Южной Кореи провел исследование древней ДНК пяти человек, живших около 3000–2800 годов до нашей эры в Джунгарской впадине, и 13 человек, живших около 2100–1700 годов до нашей эры в Таримской впадине. В общей сложности палеогенетикам удалось секвенировать полные геномы в 18 из 33 случаях. Кроме того, было получено десять новых радиоуглеродных датировок методом ускорительной масс-спектрометрии.
Оказалось, что древнейшее население Синьцзяна образует несколько отдельных кластеров. Джунгарские индивиды со стоянок Аитохань и Суншугоу, располагающихся рядом с Горным Алтаем, оказались генетически близки к афанасьевцам, а образцы со стоянки Нилэкэ отличались от них несколько большей схожестью с таримским населением. Индивиды с таримских могильников Сяохэ и Гумугоу оказались близки к населению степной зоны каменного века, а также к сибирскому населению, происходящему от древних северных евразийцев. ДНК таримского человека с памятника Бэйфан, по данным генетиков, ближе к населению раннего бронзового века из Байкальского региона.
Ученые отметили, что между джунгарской и таримской популяциями наблюдается тесное родство. Однако первые получили значительный генетический вклад от западноевразийского населения, а вторые были ближе к индивидам, проживавшим, например, в районе современного Красноярска (Афонтова гора) во время последнего ледникового максимума (около 17 тысяч лет назад), несмотря на то, что таримские образцы моложе джунгарских практически на тысячу лет. Модель генетической родословной джунгарского населения оказалась следующей: 50–70 процентов — афанасьевцы, 19–36 процентов — таримцы, 9–21 процент — байкальское население ранней бронзы.
Результаты исследования показали, что таримское население образовало гомогенную популяцию, несмотря на то, что памятники отделены друг от друга 600 километрами пустынной местности. Модель генетической родословной таримцев выглядит следующим образом: 72 процента — жители Афонтовой горы верхнего палеолита и 28 процентов — байкальские популяции ранней бронзы. Генетический профиль таримской популяции, по данным исследователей, сформировался 183 поколения назад, то есть около 9157±986 лет назад, если средняя длина поколения равнялась 29 лет.
Исследователи также проанализировали протеомы зубного камня семи человек, обнаруженных в могильнике Сяохэ. У всех семи индивидов ученые обнаружили специфичные для молока жвачных животных белки, относящиеся к крупному рогатому скоту, овцам и козам. Это стало подтверждением, что скотоводческий образ жизни был характерен для местного населения с момента его появления в регионе. Примечательно, что ни один из индивидов не обладал персистентностью лактазы.
Естественная мумификация человеческих останков может происходить в разных условиях, например, в болотах или льдах. Подробнее узнать о десяти подобных находках, сделанных археологами или любителями, можно в наших материалах «Хорошо сохранились» и «Из пропасти во льду».
Михаил Подрезов