Египетские археологи обнаружили при раскопках на территории Карнакского храмового комплекса три головы от изваяний криосфинксов. Эти сильно поврежденные статуи, изображавшие существ с телом льва и головой овна, располагаются перед воротами, сооруженными в эллинистическую эпоху около храма Хонсу в юго-западной части комплекса. О находке сообщает на своей странице в фейсбуке Министерство туризма и древностей Египта. В ближайшем будущем изваяния планируется восстановить и сделать частью музея под открытым небом.
Греческое слово «сфинкс» (σφίγξ) предположительно восходит к египетскому Шесеп-анх — «живое подобие». Живым подобием Атума (божества вечернего, заходящего солнца, которое находится у грани между этим и потусторонним мирами) египтяне называли зооморфное изображение, в котором львиное тело сочеталось с головой другого животного или человека. Образ сфинкса как важного сакрального символа появился в древнеегипетском искусстве еще в эпоху Древнего царства.
Почитание льва было частью солярного культа; с древнейших времен лев символизировал царскую власть. Изображение Шесеп-анх-Атум понималось египтянами, по-видимому, как воплощение жизненной силы фараона и всех его божественных предков. Считалось, что эта сила через личность царя передается всем его подданным. Изначально изображение выполняли в виде андросфинкса — существа с телом льва и головой человека с портретными чертами правящего государя и царскими регалиями. Примерами таких изваяний, помимо Большого сфинкса Гизы, связанного с погребальным комплексом фараона IV династии Хафра, могут служить сфинксы царей Джедефра (IV династия), Сенусерта III (XII династия) или Аменхотепа III (XVIII династия).
Тесная связь сфинкса с гранью между мирами отражена еще в одном названии этого священного символа — Хор-эм-Ахет («Хор в горизонте» или «Хор, охраняющий горизонт»). Это имя носила одна из ипостасей солнечного божества. Главным священным животным Хора — бога-покровителя царской власти — был сокол, и некоторые сфинксы изображались не с человеческой, а с соколиной головой (так называемые иеракосфинксы). В эпоху Нового царства в Египте утверждается общегосударственный синкретический культ Амона-Ра, в котором соединились элементы поклонения древнейшему солнечному богу Ра и местному божеству-демиургу Амону, почитавшемуся в новой столице — Фивах. В это время получают распространение сфинксы с львиным телом и головой овна — священного животного бога Амона. Такие изображения получили в египтологии название криосфинксов, образованное от греческого криос (κρῑός) — «овен».
В древнеегипетской религиозной традиции сфинксы главным образом выполняли функции охранителей сакрального пространства некрополей и храмов. В грандиозном храмовом комплексе Карнака аллеи криосфинксов были сооружены вдоль главных путей, по которым двигались религиозные процессии. Аналогичные изваяния известны также в других местах Египта. Есть и находки, указывающие, где они могли изготовляться. Так, в начале 2019 года шведско-египетская археологическая миссия обнаружила в древних каменоломнях Гебель эс-Сильсила к северу от Асуана фрагменты массивного криосфинкса, высеченного из песчаника и предположительно относящегося к эпохе правления Аменхотепа III (первая половина XIV века до нашей эры). Многочисленные фрагменты, оставленные вокруг резчиком по камню, говорят о том, что статуя была изготовлена на том месте, где ее нашли археологи, и навсегда осталась в каменоломнях, возможно, из-за повреждения. Как отметили ученые, криосфинкс из Гебель эс-Сильсила очень напоминает изваяния, расположенные возле храма Хонсу на юго-западе Карнакского комплекса.
Об обнаружении фрагментов этих сильно поврежденных статуй на территории Карнака сообщило недавно Министерство туризма и древностей Египта. Египетская археологическая миссия, курируемая Высшим советом древностей под руководством Мостафы Вазири (Mostafa Waziri), нашла три головы, принадлежавших криосфинксам, которые установлены по обе стороны дороги, ведущей к храму Хонсу. Дорога проходит через ворота, построенные гораздо позднее, в III веке до нашей эры, эллинистическим царем Птолемеем III Эвергетом, и сфинксы располагаются непосредственно перед этими воротами.
Одна из находок демонстрирует особенно хорошую сохранность. Отверстие в ее верхней части, по мнению Вазири, служило для крепления важнейшей царской регалии — урея (иарет). Урей изображал солнечную кобру, отождествлявшуюся в мифологии с богиней-покровительницей Нижнего Египта Уаджит, вскормившей Хора в болотах Дельты. Иногда в урее объединялись образы кобры и грифа Нехбет — богини-хранительницы Верхнего Египта, символизируя единство страны. Вазири предполагает, что криосфинксы, которым принадлежали обнаруженные археологами головы, относятся к эпохе царствования Аменхотепа III. В этом случае они являются ровесниками статуи из Гебель эс-Сильсила. Позднее аллея, образуемая этими криосфинксами, стала частью процессионной дороги, ведшей от святилища Хонсу к Луксорскому храму.
Руководитель Высшего совета древностей сообщил также, что после реставрации головы будут воссоединены с поврежденными изваяниями. Реконструированная аллея криосфинксов войдет в состав музейного комплекса под открытым небом. Эта дорога протяженностью около 2,7 километра, соединяющая Карнакское и Луксорское святилища, станет доступна для посещения уже в ноябре.
Регулярные находки в долине Нила свидетельствуют о том, что огромная часть археологического наследия Древнего Египта еще остается не открытой. Ранее N + 1 рассказывал о коллекции ритуальных предметов VII–VI веков до нашей эры, найденной при раскопках города Буто, о городе эпохи Аменхотепа III, раскопанном в районе Фиванского некрополя, и о промышленной пивоварне времен возникновения египетского государства, обнаруженной в Абидосе.